У нас есть два, как принято говорить, «одноклассника». Оба – японцы по происхождению и европейцы по образу мыслей. Ровесники. Конечно, они не единственные конкуренты в своем классе – есть и другие достойные представители Страны восходящего солнца, но сегодня нас интересуют именно эти двое. Встречайте — Nissan X-Trail и Subaru Forester.
Мы не станем углубляться в технические изыски в сопоставлении этих автомобилей – таких статей написано уже немало. Нам интересно сравнить эти автомобили с точки зрения чисто потребительских качеств, причем – сразу договоримся – мы не будем объективнее всех. Просто постараемся изложить то, что мы увидели. Ну а решать вам. Итак…
Предыстория
X-Trail
Когда концерн Nissan приступил к созданию модели X-Trail, он уже имел огромный опыт производства классических внедорожников. Конструкторы взяли модную упаковку, сохраняющую все половые признаки «джипа», оставив при этом только те технические решения, которые реально востребованы типичным покупателем — городским жителем, скорее мечтающем о том, как он выберется погулять на своей машине в лес, чем реально проводя там выходные. Поэтому первый X-Trail, сконструированный на базе Almera, «по дефолту» оказался просто большой машиной с передним приводом. Ну а все четыре колеса рекомендуется подключать только при движении по относительно ровному бездорожью, мокрым или скользким дорогам.
Forester
Компания Subaru давно известна тем, что выпускает легковые автомобили с полным приводом, которым японцы гордятся не меньше, чем немцы из Audi своим quattro. Но время диктует свои законы. Когда в середине 90-х, чтобы не отставать от мировой моды, понадобилось расширить модельный ряд за счет условно внедорожных автомобилей, появился кроссовер Forester, построенный на базе «Импрезы». И перенял от нее довольно-таки строптивый нрав, помноженный на симметричный полный привод – отличительный знак Fuji Heavy Industries.
Снаружи
X-Trail
О внешности этой машины можно сказать одно – она имиджевая. Стильный, в меру «хайтечный», в меру лаконичный кузов. Это автомобиль подойдет одновременно и для молодого человека, ведущего активный образ жизни, и для вполне респектабельного отца семейства, выезжающего по выходным на дачу. Но это именно мужской автомобиль – об этом лучше всего скажет статистика продаж. С 2003 года, когда X-Trail начал выпускаться, модель собрала множество поклонников по всему свету. Новый (а не обновленный) X-Trail, построенный уже на одной базе с Qashqai, технически отличается от своего предшественника очень сильно. Однако внешность вводит в заблуждение — уж не рестайлинг ли… Почему-то новый X-Trail не выглядит новым. Ответ прост: исследования маркетологов показали, что прежних клиентов все устраивало. К привычным внешним чертам добавили лишь несколько штрихов: рассеиватели фар стали крупней, а задняя часть обрела большую солидность. В ходе исследований выяснилась и еще одна вещь — многие покупатели X-Trail видят в нем в первую очередь универсал повышенной вместимости. Именно поэтому у нового поколения модели увеличен проем пятой двери – все для дома, все для семьи.
Forester
При всей внешней схожести последнего Forester с предшественниками называть модификацию чисто рестайлинговой мы бы не стали. В попытке сделать машину моднее японцы приняли отнюдь не бесспорное решение. Неокрашенная часть переднего бампера теперь зачем-то обхватывает с боков решетку радиатора, а фары забрались чуть выше на капот. Мужественности или, напротив, интеллигентности облику это едва ли добавляет. При этом автомобиль как будто раздался в плечах. Причина — увеличенная площадь остекления, и в первую очередь — пятой двери. Кстати, не знаем, как так получилось, но задняя часть Subaru Forester почти копирует корму Suzuki Liana. Во всяком случае, форма стекла идентична.
Впрочем, плюсы изменений не в эстетике, а в первую очередь в функциональности. Так, круглые противотуманные фары гнездятся глубоко в бампере – невзначай их уже не раздавишь. Пороги закрыты пластиковыми накладками и безболезненно перенесут естественную на наших дорогах пескоструйную обработку. Бамперы далеко не самые короткие, но очень высокие: в городе навсегда забудете о стыковках с бордюрами, а на природе надо очень постараться, чтобы зацепить ими о грунт.
Внутри
X-Trail
Отличительной чертой первого X-Trail было центральное расположение приборов – об этом, как о главном достоинстве, наперебой рассказывали многочисленные пресс-релизы компании. Довод был один: теперь вы точно все увидите. Так-то оно так, но все-таки есть некоторые стереотипы, с которыми очень приятно жить… В новой версии модели от этой «прогрессивной» и небесспорной идеи пришлось отказаться. Приборы, селектор выбора режима трансмиссии, вариатор, электроусилитель руля, кожа на сиденьях – все такое же, как у Qashqai. Понятно, что унификация призвана снизить стоимость автомобиля… Кроме неплохого дизайна, тут и удачная эргономика и недурные материалы отделки. Хотя пластик на передней панели и дверях, пусть и мягкий, но очень уж разномастный. Самое яркое «интерьерное» нововведение – четыре охлаждаемых (с помощью кондиционера) подстаканника. Из явных проколов – запрятанные в самом низу, рядом с ручкой капота, клавиши регулировки зеркал. К тому же ради увеличения багажника «ниссановцы» придавили колени задних пассажиров, хотя надо было просто сделать сиденья второго ряда с продольной регулировкой – скажем, как на вдвое более дешевом Nissan Note…
Forester
Интерьер машины очень функционален, но не богат новомодными изысками и дорогими отделочными материалами. Из всей роскоши здесь лишь отделанный кожей руль, удобные, наглядные рукоятки климат-контроля да нарядный блок СD-магнитолы с чейнджером. А рядом – дешевенькие, жестко работающие подрулевые переключатели, пластиковые дверные ручки, центральный тоннель из пластмассы, будто позаимствованной у самых доступных микролитражек. Да, к «Форестеру» надо присидеться. И если удобство и практичность важнее эстетического удовольствия, машина вам непременно начнет нравиться. Прежде всего обилием как будто неприметных, но нужных в повседневной жизни благ. Этакое наглядное пособие японских принципов «дисциплины пространства» без лишней мишуры. А вот оправдать узость подлокотников, встроенных в передние сиденья, затруднительно. Не знаем, на кого ориентировались интерьерщики, но пользоваться подлокотниками неудобно: опереться можно, если только положить руку перпендикулярно. Приходится воспринимать их как боковую поддержку.
Под капотом
X-Trail
Двигатели у нового X-Trail фактически старые, но усовершенствованные. Двухлитровый агрегат теперь развивает 141 лошадиную силу и 196 Нм момента, а его коллега объёмом 2,5 литра — 169 и 233 соответственно (последний в Россию не поставляется). Двухлитровый мотор известен российским покупателям по модели Qashqai. Самое неприятное в нем — его акустическое сопровождение. При загородной езде на это жужжание обращаешь внимание наиболее остро. Оно, субъективно, имеет такую же кривую, как и динамические характеристики мотора: 90% крутящего момента достигается уже при 2000 об./мин., а максимальная мощность приходится на 6000 об./мин. Если говорить о топливной экономичности, то в смешанном режиме у нас вышло около 14 литров на 100 километров.
Прогрессивная технология АКПП — вариатор ставится как на двухлитровую версию, так и на 2,5-литровую. Разница в том, что на модификации помощнее у вариатора есть ручной режим с шестью «вымышленными» передачами, а у машин послабее его нет.
Forester
Получив в дополнение к двухлитровому новый двигатель 2,5ХТ (с турбонаддувом), «Субару-Форестер» стал самым мощным и динамичным среди одноклассников. При 230 против прежних 210 л.с. автомобиль «взлетает» до сотни за 8 секунд. Очень ровная характеристика крутящего момента — автомобиль едет всегда, когда вы втапливаете акселератор.
Турбина наделяет «Лесника» уникальной динамикой. Хорошая дорога позволяет использовать все 210 сил мотора. И учитывая, что вылазки в поля и леса составят у реального покупателя лишь мизерную часть пробега, далеко не лишние на асфальте 33 л. с. – такова разница в мощности 2,0ХТ и 2,5ХТ – представляются весьма удачным приобретением за доплату всего в $2500. Все версии оснащаются 5-ступенчатой механикой (раньше передач было 6) или 4-ступенчатым автоматом. И этого количества передач, поверьте, хватает.
За рулем
X-Trail
Электроусилитель руля у X-Trail практически такой же, как у Qashqai. Но настроен намного лучше. Дополнительные фары в рейлингах загораются только вместе с дальним светом. Двухлитровый мотор неприятно и громковато воет, но разгоняет машину вполне неплохо. Подвеска наотрез отказывается замечать мелкие и умеренные недостатки дорог, а когда они становятся значительными, радует вполне неплохой энергоёмкостью. Шумоизоляция неплоха даже на больших скоростях, а сиденья с неплохой поддержкой не утомляют на трассе.
X-Trail, безусловно, не «драйверский» автомобиль и бесконечно далёк от этого гордого звания, но едет он вполне прилично. Да, на трассе руль чуток пустоват, но машина идёт по траектории точно. Да, подвеска мягкая, а запаздывания на действия рулём ощутимы, но в поворотах неуверенности не возникает. На разбитой грунтовке X-Trail чувствует себя очень уверенно — пассажиры летают по салону, но подвеску не пробивает. В X-Trail второго поколения реализована новая «интеллектуальная» система полного привода ALL MODE 4×4-i с электронным управлением. Теперь она работает в паре с ESP, выполняя функции поддержания курсовой устойчивости. X-Trail оснащен и системой помощи спуска с горы (DDS), когда спуск контролируется электроникой и поддерживается на уровне 7 км/ч., и противооткатной системой, которая автоматически срабатывает при уклоне более 10 градусов. Главное ограничение для X-Trail вне дорог – низко расположенный глушитель и пластиковые бампера. Проверять их на прочность как-то не хочется.
Неплохо автомобиль чувствует себя и на хорошем асфальте. Стыки, швы на скорости он просто пролетает. Курсовая устойчивость, в отличие от Qashqai, на высоте. Индикатором предельных возможностей служит только стук амортизаторов на отбое, но кроме акустического сопровождения в предельных режимах, к подвеске претензий нет. В отличие от большинства вседорожников и внедорожников, при загрузке ситуация меняется в худшую сторону. Автомобиль становится более чувствительным к неровностям.
Forester
У «Форестера» есть особенность, которую придется принять как данность. Кресло водителя расположено почти так же низко, как у «Импрезы». Впрочем, на этом минусы эргономики и заканчиваются. Взаимное расположение педалей, рычага коробки, руля – все без претензий.
Резкое нажатие на педаль газа, и авиационное ускорение вдавливает в кресло, это и есть разгон до 100 км/ч за 7,6 с (на АКПП, на механике – 6 с.). «Форестер» – машина прежде всего для тех, кто любит и умеет ездить темпераментно. И вся его конструкция располагает именно к хорошему темпу путешествий. Оппозитный мотор и менее высокий, нежели у «паркетников», кузов заметно снижают центр тяжести. Вообще, на что способно шасси «Лесника», можно понять за рулем самой мощной версии.
Турбонаддув, полный привод и 230 сил – это чертовски горячая смесь. Конечно, можно без особого труда ездить в одном потоке со всеми. Только помните – примерно на 2100–2200 об/мин «Форестер-2,5Т» подхватит и понесет вперед гораздо сильнее, чем вы ожидаете. Вторая передача, слегка присыпанный пылью асфальт, и вы сорвете колеса в пробуксовку, чуть резче топнув по правой педали. Кроме того, еще придется привыкать отщелкивать передачи так быстро, как это предлагает мотор. Старт, миг, напрягшиеся мышцы шеи, помигивающая лампочка ESP при каждом броске сцепления, а стрелка спидометра пролетает уже больше половины шкалы спидометра. 120 км/ч, между прочим.
Вот и крутящим моментом оппозитная «четверка» побогаче иных V6. Лишь инстинкт самосохранения заставляет поумерить пыл на 180 км/ч. Осадить полторы тонны веса с этой скорости не проблема. Eсли на малых скоростях ход педали тормоза кажется великоват, то на больших с такими настройками проще дозировать быстроту замедления.
Что касается езды по бездорожью, то тут ситуация, в общем, характерная для кроссоверов – слишком короткоходная, по сравнению с настоящими внедорожниками, подвеска. А значит, риск «диагональных вывешиваний» — ситуации, когда одно колесо беспомощно провисает в воздухе, а несогласованных усилий остальных колес, обутых в беззубую штатную резину, для подъема не хватает… Из существенных недостатков именно Forester’a – слишком отвеисшая «губа» переднего бампера (низкие свесы). К тому же, по наблюдением экспертов, на бездорожье существенно лучше ведет себя машина на АКПП.
Еще одна ахиллесова пята «Форестера» – сильный шум колес. Изнутри колесные арки покрыты толстым, в несколько миллиметров, битумным слоем. Но, видно, его недостаточно. Лишь после 120 км/ч гул от покрышек уже растворяется в набегающем ветре и в шуме мотора.
Итак, на выходе мы получаем две одновременно похожие и очень разные машины. Общего много: относительные внедорожные характеристики, неплохое «чувство асфальта», просторный багажник, приличный интерьер и экстерьер. В чем принципиальные различия?
X-Trail – спокойный и размерный автомобиль для тех, кому важно переместиться из точки А в точку Б с максимальным комфортом. Он удобен в обслуживании, оснащен множеством электронных вспомогательных систем уже в базовой версии Forester – автомобиль для тех, кто любит и умеет ездить и знает толк в турбированных двигателях. Естественно, за это нужно платить – «Субару» обойдется дороже и при покупке, и в процессе эксплуатации, и, естественно, по бензину. В нем меньше вспомогательной электроники в базовой комплектации, более скромный. Однако ,если вы являетесь приверженцем оппозитных двигателей и симметричного полного привода Fuji Heavy Industries, все эти соображения отойдут на второй план. Ведь перед вами – настоящий потомок самураев.
Nissan X-Trail
Класс: кроссовер
Количество мест: 5
Гамма двигателей: бензиновый
Тип двигателей: 4-х цилиндровый бензиновый рядный, объём от 2,0 л до 2,5 л.
Мощность: от 140 до 166 л.с
Типы трансмиссий: вариатор
автоматическая 6-ступенчатая
ручная 6-ступенчатая
Привод: передний + подключаемый полный
Начало производства: 2003 г. (обновл. 2007)
Ориентировочная цена: от $34920 до $39530
Subaru Forester
Класс: кроссовер
Тип кузова: универсал
Количество мест: 5
Гамма двигателей: бензиновый
Тип двигателей: 4-х цилиндровый 4-х тактный, горизонтально-оппозитный, с турбонагнетателем, объём от 2,0 л до 2,5 л
Мощность: от 158 до 230 л.с.
Типы трансмиссий: автоматическая 4-ступенчатая
ручная 5-ступенчатая
Привод: постоянный полный
Начало производства: 2002 г. (обновл. 2006)
Ориентировочная цена: от $34935 до $39315