Все началось с названия. В начале 1909 года автомобильный завод Horch-Werke, расположенный в Цвикау, основанный в свое время Августом Хорьхом (August Horch), стал предметом сложного и долгого юридического спора между новым его владельцем и основателем, в итоге которого господин Хорьх был вынужден открыть свой собственный завод по производству автомобилей, который получил юридическое имя August Horch Automobilwerke GmbН. Осталось придумать название самой марки, и можно было начинать свою великую деятельность.
Как назовешь – так и поплывет
Относительно названия великой немецкой марки ходят две любопытные легенды – одна правдивее другой. Одна из них гласит, что как-то в доме одного из деловых партнеров Хорьха кипели бурные споры – владельцы предприятия спорили, как лучше назвать фирму. В это время сын хозяина дома сидел в соседней комнате и учил латынь. И когда в порыве спора один из совладельцев фабрики пытался вставить свое слово, выкрикивая ‘Послушайте и другую сторону!’, мальчуган толи в шутку, толи практики ради перевел эту фразу громко и вслух на латынь ‘Audiatur et altera pars!’. Наступило молчание и удивленные участники спора, которые еще минуту назад были готовы вцепиться друг другу в волосы, вдруг сообразили, а ведь ‘horch’ с немецкого означает ‘слушать, прислушиваться’, а на латинский переводится как ‘Audi’. Так и появилось название.
Другая легенда отрицает мальчика, однако не отрицает латынь и жаркие споры, и рассказывает, что дело было вовсе не так. Август Хорьх произвольно, по своему желанию покинул свой завод Horch-Werke из-за разногласий с новыми совладельцами, которые приобрели контрольный пакет и считались руководством фабрики. Хорьх ушел и создал свою компанию, которую тоже назвал ‘Horch’, считая, что его имя должно перейти в другую компанию вместе с ним. Однако это вызвало бурную волну возмущения со стороны руководства прежнего предприятия, и скоро начался суд. Обе фирмы претендовали на название ‘Horch’. На одном из судебных заседаний судья призвал участников процесса говорить потише и громко произнес слово ‘heren’, что в переводе с немецкого означает ‘слушать’. Один из присутствующих на заседании вдруг произнес это слово по латыни ‘аудио’. Слово запомнилось, и скоро было употреблено в качестве названия для нового завода господина Хорьха.
Какая из них правда — до сих пор неизвестно…
Четыре кольца = символ
Четыре кольца, которые и представляют собой логотип марки Audi, символизируют четыре фирмы, вошедшие в альянс. Объединение производителей носило название AUDI-UNION.
Хорьх разобрался с прошлым, суд признал права руководства первой фирмы, и талантливый немец начал свою деятельность заново. В самом ее зарождении появились довольно солидные автомобили, отличающиеся завидной мощностью и харизмой. В 1910 году с конвейера новой фабрики вышел автомобиль Audi A10/22 с двигателем из попарно сгруппированных цилиндров. Автомобиль укомплектовывался четырехцилиндровым мотором с рабочим объемом 2,6 литра. Он развивал мощность в 22 лошадиные силы. В то время проводилась пышная рекламная компания марки. По Германии были развешаны плакаты с надписью ‘Audi’ и огромным изображением уха, что символизировало непосредственный перевод — ‘слушать’. Этот период и предписывают к фундаментальному становлению марки.
Audi Automobil-Werke AG развивала свою деятельность все интенсивнее и в 1920 году обнародовала новый торговый знак — ухо ушло на покой. В то время было модное веяние делового стиля, и в соответствии с ним дизайнер Люсиан Бернхард украсил эмблему автомобильной компании по-новому. Посвежевшая эмблема, представлявшая собой синий овал и золотые буквы AUDI, с гордостью украшала радиаторные решетки немецких ретромобилей.
Но откуда же появились эти четыре объединенных круга? В 30-х годах прошлого века компания Audi объединила несколько фирм в альянс, который стал носить название Audi-Union. Этот автомобильный концерн включал себя следующие компании: Audi, Horch, DKW и Wanderer. Четыре великих автомобильных фирмы сплотились для совместной работы. В результате этого союза появился логотип, который и по сей день используется в качестве торговой марки компании Audi. Каждый из автопроизводителей, входящих в концерн заслуживает наивысших похвал, их деятельность внесла неоценимый вклад в развитие немецкой автопромышленности, однако подробней остановимся лишь на фирме DKW.
Ее основателем и главным конструктором был великий Йоген Скафт Расмуссен, профессиональный инженер. Сначала у него была небольшая фирма по производству арматуры, но потом дела пошли в гору, и вскоре Йоген купил текстильное производство. Наступили военные времена и Расмуссен понимал, что по ее окончанию текстильная промышленность не будет никому нужна. В 1916 он построил экспериментальный паромобиль. Почему паромобиль? В стране ощущался острый дефицит горючего топлива, к тому же у него был богатый опыт в строительстве паровой техники. Вскоре его проекты привлекли руководителя американской фирмы White мистера Матиссена, занимавшегося строительством паромобилей, но из-за войны его планам не было суждено сбыться, однако Расмуссен успел открыть торговую марку Des Knaben Wunsch (DKW).
Полноценный автомобиль Расмуссен решился создать только спустя годы, и доверил этот проект конструктору Эмилю Фишеру. Кузов опытного образца был выполнен из дерева, в качестве передней подвески использовались полуэллиптические рессоры, а сзади поперечная перекладина. Двухтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель объемом 0.5 литра и приводил в действие всю машину. Первоначально мотор, дифференциал и коробку передач предполагалось объединить в один блок, однако это бы значительно увеличило стоимость машины, и тогда от этой концепции пришлось отказаться.
Затем Расмуссен перешел в фирму ‘С.Б.Автомобиль’, которая занималась производством электромобилей в 20-х годах. Однако эксперименты с идеями DKW он не забрасывал. Деятельность Расмуссена уже вышла далеко за рамки одного предприятия, и в 1928 году он приобрел контрольный пакет компании Audi, дела которой в то время были не очень в хорошем состоянии. В то же время он купил в Детройте лицензию и необходимое оборудование для производства 6- и 8-цилиндровых двигателей ‘Рикендбекер’. Первоначально их предполагалось поставлять партнерам, но ввиду отсутствия спроса их начали устанавливать на автомобили Audi.
С новыми двигателями автомобили марки Audi стали обходиться компании дешевле. К примеру, модель AUDi SS Zvikkau выходила по себестоимости значительно дешевле, чем ее менее мощный шестицилиндровый предшественник Р Imperator, причем на целых 5000 марок. В октябре 1930 года начались работы над переднеприводным автомобилем, оснащавшимся мотоциклетным двигателем "DKW" объемом 350 см3, в нем использовались шарниры "Tracta", поперечные рессоры и узкая рама. Меньше чем за полгода компания построила 3 таких прототипа. Один из них оснащался двигателем 350 см3, а два других – более мощными 500 см3.
Однако чтобы вывести AUDI из кризиса Расмуссен нашел более действенный метод — приобрел лицензию на двигатель Peugeot-5/25СV. Купленный мотор стали устанавливать на свежеиспеченный переднеприводный автомобиль от DKW, однако назвали его под маркой AUDI, модель называлась ‘Р5/30’. В 1931 году ее выпустили на рынок. Она и стала самым дешевым автомобилем Берлинского автосалона 1931 года. Двухтактный 2-цилиндровый двигатель объемом 600 см3 развивал мощность в 18 ‘лошадей’. Он-таки уже был объединен в один блок с коробкой передач и дифференциалом. Правда, не обошлось и без изъянов: в автомобиле было одно слабое место – довольно простая по конструкции и ненадежная рама. В дальнейшем она подверглась доработкам и неоднократным усовершенствованиям. Спустя год на свет появился модернизированный ‘DKW-F2’ — уже с усиленной рамой и улучшенными тормозами. Автомобили собирались не только на фабрике в Цшопау, но и на заводе AUDI.
Horch 853 признан самым красивым немецким автомобилем довоенных времен.
В результате тесного сотрудничества 1 января 1933 года на свет появился еще один автоконцерн — Auto Union, теперь он заключил в себя заводы ‘Horch’, ‘Wandere’, ‘AUDI’ и ‘DKW’. Спустя 2 года по инициативе Расмуссена производство автомобилей AUDI было переведено на завод "Horch", а на месте прошлого заводе AUDI выпускали исключительно переднеприводные автомобили DKW. Таким образом, заводы великого Хорьха так или иначе воссоединились, несмотря на утекшие два десятка лет.
С 1934 года автозаводы Третьего Рейха стали ощущать острую нехватку металла, резины и других расходных материалов. Производственная мощность завода DKW составляла 5500 автомобилей в месяц, потенциально он мог выпускать и по 10 000 автомобилей, однако реально производил лишь 5200. Все из-за острого дефицита металла. Вскоре руководство Auto Union внимательнее присмотрелось к идее создания пластмассового кузова, и спустя некоторое время идея была притворена в жизнь. В проекте были задействованы концерны ‘Фарбенгруппе’ и ‘Динамит АГ’. Первыми пластмассовыми деталями для автомобиля стали крышка багажника и двери. В то время успех переднеприводных моделей DKW был поистине ошеломителен. Простые в эксплуатации, недорогие, и достаточно выносливые автомобили раскупались как пирожки в базарный день, в 1938 году за ними выстраивалась очередь, авто приходилось ждать по полгода. Техника эскплуатировалась и нашими солдатами, и язвительный юмор победителей расшифровал творение производителя DKW как ‘дурак, кто выдумал’. Конструкция машин была для русских слишком нестандартной и казалось просто смешной.
Империя Auto Union не удержалась под грохотом войны и была разрушена в ее ходе, а послевоенное разделение Германии окончательно уничтожило ее остатки. Оставалось лишь наследие…
В 1949 году, в ФРГ, в Ингольштадте, вновь была основана фирма Auto Union, она занималась выпуском автомобилей марок ‘DKW’ и ‘Auto Union’. В числе самых ходовых моделей была предвоенная модель ‘F9’, она производилась в двух версиях — в 2- и 4-дверной.
Через год, в 1950 г. Запустили в производство первый послевоенный легковой автомобиль Auto Union. Эта модель принадлежала компании DKW и называлась ‘F 89 P’. Она выпускалась в двух кузовах — седан и 4-местный кабриолет Karmann. Ввиду отсутствия достаточного количества производственных площадей для производства легкового транспорта в Ингольштадте, Auto Union выкупила бывшую территорию Rheinmetall-B or sing AG в Дюссельдорфе. Там до конца 1961 года и выпускались легковые автомобили фирмы DKW.
Спустя 8 лет, в 1969 компании NSU Motorenwerke AG и Auto Union объединились в одну корпорацию, которая была названа Audi NSU Auto Union AG. В начале следующего десятилетия продукция компании Audi широко экспортировалась в Америку. Сперва рынок США изучила лишь одна модель — Audi Super 90, она поставлялась в двух кузовах – классическом седане и универсале, а затем ее дополнила свежеиспеченная модель Audi 100. В 1973 году к этой двойке присоединилась легендарная Audi 80, которая по своей сути была аналогом модели Volkswagen Passat Variant, только вот комплектация была побогаче. Затем эти модели для американского рынка получили свою собственную индивидуальную маркировку: Audi 80 стала называться Audi 4000, а ‘сотка’ – Audi 5000. Однако к середине 80-х годов в судьбе Audi вновь повторился случай с нарушением прав на торговую марку, и благодаря решению суда в пользу Audi продукция с собственной маркировкой в США стала уже не такой популярной.
Quattro
Женевский автосалон 1980 года представил миру новинку немецкого автопроизводителя — полноприводное спортивное купе, которое сумело произвести фурор на посетителей. Впервые этот легковой мощный автомобиль предлагался в версии Audi quattro. Концепция привода того времени сохранилась и до наших дней. Ранее она применялась лишь на грузовом транспорте и крупных внедорожниках. Любопытно само возникновение идеи создания такого спортивного автомобиля с небольшим весом. Во время тест-заездов зимой 1976 года на внедорожнике Volkswagen Iltis автомобиль прекрасно себя показал на льду и снегу, что и побудило инженеров создать полный привод и использовать его на компактной Audi 80. Также была создана и суперзаряженная версия, которую представили осенью 1979 года. Автомобиль оснащался 5-цилиндровым турбированным двигателем объемом 2,2 литра и нешуточной мощностью 200 лошадиных сил.
Концепция Audi quattro совершила переворот в 1981 году, когда проходило январское ралли в Австрии. Мотоспортивный дебют немецкого полного привода Audi quattro в сочетании с силовым пакетом из Ингольштадта произвел настоящую революцию на международной сцене ралли. Так Audi quattro стал всемирно знаменитым. А спустя еще год, Audi 80 quattro увидел серийную реализацию, причем довольно крупную. Постепенно концепция quattro стала внедряться и на других моделях Audi.
В 1990 году автомобильная группа Audi AG впервые приняла участие в немецком чемпионате DTM. Победу в этом сезоне одержал Ханс-Иоахим Штук (Hans-Joachim Stuck), он выступал на Audi V8. Следующий год также принес Audi успех. Фрэнк Бил нат той же самой модели успешно защитил титул лидера.
В декабре 1990 года компания представила новый Audi 100. Модель впервые за всю историю марки начала продаваться с 6-цилиндровым V-образным двигателем. Компактный и в то же время мощный агрегат с рабочим объемом 2,8 литра и прытью в 178 ‘лошадей’ стал самым коротким и легким авто в своем классе.
В настоящее время Audi принадлежит концерну Volkswagen. Это один из самых авторитетных немецких автопроизводителей, плотно конкурирующий с Mercedes и BMW. 2009 год немецкая компания Audi начала с презентации на Детройтском автосалоне своей концептуальной новинки Sportback concept.