Современный мировой автопром грезит об экологическом будущем, пребывая в погоне за гибридными, экономичными и бюджетными установками. Самые крупные автопроизводители и концерны хвастают своими достижениями и разработками, обещая уже в ближайшие годы выпустить на рынок сотню-другую абсолютно-экологических автомобилей. А знаете ли вы, кто является создателем первой гибридной установки? Кто стал прородителем этого мифа о гибридном рае с нулевой эмиссией CO2? Думаете это Toyota с их уникальным миниатюрным Prius? Или может Honda со своим гибридом Insight? Peugeot? Tesla? Нет, нет, и еще раз нет — не те, и не другие! Корни технологии гибридного двигателя уходят в конец 19 века, когда в 1899 году мир увидел первое гибридное транспортное средство — Lohner Porsche, защитником его и, прежде всего, своих авторских прав явился американский ученый с русскими корнями Александр Северинский.
Пока мировые ученые, недоумевая, пытались понять, каким образом Toyota удалось ввести столько инновационных решений в свои гибридные автомобили, Верховный суд Соединенных Штатов признал права компании, работающей в сфере гибридных установок PAICE и ее сотрудника, представлявшего свои интересы в суде на законное обладание гибридной технологии. Русский ученый Александр Северинский защищал в суде свою разработку полученными на нее патентами – он разработал ключевые элементы гибридной технологии высокого напряжения, которые используются в продукции Toyota.
Выяснилось, что технологии, на которые представлены соответствующие патенты, применяются “Тойотой” якобы как собственно-разработанная система Hybrid Synergy Drive, которая употребляется на современных популярных моделях компании, так широко рекламирующихся в последнее время – это Prius и гибридная Camry.
Американский Верховный суд обязал компанию Toyota возместить ущерб, причиненный PAICE в размере 4.3 миллионов долларов за использование (может намеренное, а может, и нет) их гибридной технологии. Если посчитать на вскидку любопытства ради, то получается, что за каждый проданный японский автомобиль, основанный на системе Hybrid Synergy Drive, компания должна владельцу патента $25.
Что такое технология Hybrid Synergy Drive, и почему Toyota должна платить? Согласно данным из судебного заседания, компания Toyota использовала микропроцессор, который считывает информацию о крутящем моменте электрического мотора и двигателя внутреннего сгорания, что, по сути дела, повторяет уже созданное ранее изобретение. К счастью для японской компании, истец не обязал их прекратить производство и продажу гибридных автомобилей Prius и Camry.
Удивительно, но вслед за компанией PAICE в суд поступило еще 2 заявки о нарушении “Тойотой” авторского права и все они были тоже по части гибридных двигателей. Честь своих изобретений защищала компания Solomon Technologies, а также 75-летний инженер Конрад Гарнер и Сиэтла. Оба иска были тщательно рассмотрены судом и отклонены ввиду отсутствия нарушения авторских прав. А вот претензии компании PAICE суд не только рассмотрел, но еще и удовлетворил.
История гибридного двигателя
Одни из первых автомобилей знаменитого инженера Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) фактически и были первыми электрокарами в мире, уже в то время творения немецкого автомобилестроителя оснащались электрическим двигателем, но по причине ограниченной мощности батарей того времени (столетие назад топливные двигатели тоже преобладали по мощности над электрическими) электрическую технологию Порше предпринял заменить на гибридную. Постепенно, путем проб и ошибок, он достиг результата, коим и явился автомобиль Lohner Porsche.
Удивительно сохранившейся экземпляр Lohner Porsche был представлен на автосалоне в Лос-Анджелесе, где он ярко контрастировал с гибридной версией Porsche Cayenne Hybrid. Уникальный двигатель автомобиля имеет передне-центральное расположение, а его производительность измеряется от 2.5-7 лошадиными силами (в зависимости от длительности поездки). Рабочая скорость гибридного двигателя — 16 км/ч, а максимальная достигает 50 км/ч. 80-вольтовая 40-амперная батарея позволяла Lohner Porsche проделывать 48-километровый путь на одной зарядке. Дебют автомобиля состоялся в 1900 году, всего в мире было продано свыше 300 экземпляров модели Lohner с установленным в нем ‘пионером’ среди гибридных двигателей EV. Также компании Porsche принадлежит создание первого в мире полного привода.
Принцип, использованный немецкими инженерами, и был позаимствован и превращен (без нарушения авторских прав, естественно) в новую технологию профессором Северинским. Используя принципиально отличные от прошлого и более совершенные системы современности, ученому удалось достичь невероятных высот.
Краткая биография профессора
Александр Северинский – профессор электротехники и инженерии Московского Института Точных Изменений Радиоэлектроники и Физики эмигрировал из России в Соединенные Штаты в 1978 году во времена нефтяного кризиса. Признавая серьезную проблему высокого потребления бензина, профессор стремился найти этому целесообразное решение. Любопытно, что изначальной целью исследований русского ученого было создание полностью электрического двигателя, но потом профессор пришел к выводу, что аккумуляторы того времени не были способны на то, чтобы привести в движение двигатель автомобиля весом несколько тонн, но вот использование гибридного мотора (сочетание электрического и бензинового, к примеру) казалось вполне реальным. Вскоре Северинский открыл собственную компанию по работе над гибридными двигателями, в которой занимал должность главного инженера, называлась она Viteq, но спустя какое-то время ее продали другой Техасской фирме. Тогда американец русского происхождения открыл новую компанию под названием Power-Assisted Internal Combustion Engine (PAICE) для работы над созданием гибридного поезда.
В 1992 году профессор зарегистрировал ряд патентов на свое изобретение – поезд с системой Hyperdrive. Александр продемонстрировал прототип своей разработки 14 октября 1999 года в Детройте и доказал на примере автомобиля Cadillac Coupe de Ville, что его система могла бы уменьшить показатель потребления топлива машины ровно вдвое, причем без малейшей потери мощности.
В 2006 году президент компании PAICE Северинский ушел в отставку и стал руководителем другого предприятия — Fuelcor LLC, сейчас оно занимается синтетическим топливом.
Несмотря на судебные тяжбы с Toyota, Северинский признался в шутку, что с удовольствием приобрел модель Prius у японского производителя — ею сейчас пользуется его жена
Университет Мерилэнда рассказывает, что технологией Северинского интересовалось множество ведущих ученых, работающих в этой области – и японцы и американцы, но топ-менеджеры компании PAICE хранили в строжайшей тайне подробности новой технологии.
Впрочем, несколько лет спустя один из инженеров Toyota рискнул и создал гибридную систему, по принципу очень напоминающую технологию PAICE. Профессор без малейших промедлений подал в суд на японского автомобилестроителя и после тяжелых и длительных разбирательств выиграл дело, это случилось в 2005 году, но судебная тяжба на этом не завершилась, и продолжалась до недавних пор.
Северинский признан первооткрывателем современной гибридной системы и награжден премией за неоценимый вклад в развитие топливной экономии. Теперь его портрет будет красоваться в почетном зале славы Университета Инжиниринга Джеймса Кларка в Мэрилэнде. Почетная церемония в зале славы американского университета прошла сегодня. Студенты поделились, что испытывают уважение к изобретателя гибридной системы, использующейся в нынешних Toyota Prius. Стоит ли говорить, какую гордость испытывают Россия, читая такие новости.
Теперь автомобильная история гибридов приобрела нового героя и совершенно новый поворот событий, Северинский запомнится всем как человек, давший начало развития современному гибриду.