Началом истории компании Toyota принято считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, занятой изготовлением текстильных станков, открылся автомобильный департамент. Его открытие – личная заслуга старшего сына владельца компании Киитиро Тойода (Kiichiro Toyoda). Средства для разработки и производства первых автомобилей оказались выручены при продаже патентных прав на прядильные машины.
Во время Второй Мировой войны, которую, как известно, Япония проиграла, компания испытывала экономические трудности, многие проекты были заморожены. Лишь в 1947 году, началось производство ещё одной модели — Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, вызванного послевоенной разрухой, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих.
Кризис привел к пересмотру корпоративной политики, отдел реализации выделился в отдельную компанию, однако за считанные месяцы молодая компания сумела справиться с трудностями и реорганизовать свою структуру. Однако очень вскоре «Тойоту» настигла иная потеря – в 1952 году умер создатель компании — Киитиро Тойода.
К этому времени Toyota уже начала превращаться в того автогинта, который знаком и привычен нам сегодня. Активно велись разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд: один за другим появлялись модели Land Cruiser, Crown, появилось американское отделение… Правда, , первая попытка экспорта автомобилей на американский рынок окончилась неудачей, но, сделав выводы, компания быстро устранила просчеты.
По-настоящему популярной оказалась модель Toyota Publica — небольшой экономичный автомобиль, появившийся в 61-м году. А уже годом спустя Toyota праздновала выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы принесли настоящий успех6 продажи росли, развивалась дилерская сеть за рубежом — в Южной Африке, в Европе и Азии.
Но главные успехи ждали в США: модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро прижилась и стала настоящим бестселлером. Но и это было лишь начало. Год спустя Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль — Corolla, производство новых реинкорнаций которого с успехом продолжается и по сей день.
1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и постоянным техническим ростом, модернизацией стандартного оборудования. Начинается производство моделей Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Тогда же появляется первая серийная переднеприводная модель Tercel.
В 1972 году с конвейера сходит юбилейный 10-миллионный автомобиль Toyota, а спустя 10 лет начинается выпуск флагманской модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли самого влиятельного автогиганта Японии и третьей по объемам производства и продаж автомобильной империи мира. Параллельно с этим в 1983 году Toyota происходит знаковое подписание договора о сотрудничестве с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США.
К 1986 году выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota, а на свет новые модели — Corsa, Corolla II, 4Runner.
В восьмидесятые же появляется марка Lexus — подразделение Toyota, созданное для производства автомобилей высокого класса для рынка США. Это был первый шаг японцев, всерьез наметивших для себя новую цель – покорение сегмента роскошных дорогих машин положение изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году, были представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250. Параллельно Toyota продолжает свою мировую экспансию — открываются филиалы во всё новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты.
В 1999 году в Японии был выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota, продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, а в 2001 была продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого года была основана компания Toyota Motor в России, в декабре продажи Prius увеличились до 80 тысяч.
На сегодняшний день Toyota — один из крупнейших мировых производителей автомобилей, наравне с GM и Ford. Группа компаний Toyota включает множество многопрофильных подразделений. Закрепляя успех, в 2002-м Toyota взялась за новый проект, создав собственную заводскую команду в Формуле 1.