Искусством управления автомобилем желает овладеть каждый, но не каждый готов соблюдать элементарные правила обращения с ним и его агрегатами, сводя технику управления машиной лишь к эффектным разворотам, заносам и разгону. Каждый агрегат автомобиля требует осмысленного подхода, и автоматическая коробка передач в этом смысле — не исключение.
В данном материале мы расскажем, как правильно обращаться с АКПП, и опишем все нюансы грамотного пользования “автоматом”, ведь на самом деле далеко не все автомобилисты, транспортные средства которых оснащены автоматической коробкой передач, знают, как с ней обращаться. То есть они, конечно, знают, как она работает, но всеми нюансами и тонкостями не ведают, что приводит к более скорому износу деталей дорогостоящего агрегата.
Современные тенденции рынка все более переходят к АКПП, она стала уже намного популярнее обычной механики, и свою дополнительную стоимость, и большие, по сравнению с механической коробкой, затраты на ремонт и обслуживание, полностью оправдывает комфортом управления. Большинство автомобилей комплектуется “автоматом”, а “механика”, как правило, встречается лишь в минимальном — "базовом" — варианте.
Особенно актуален “автомат” на первом автомобиле, когда у водителя совсем мало опыта. Как правило, в таких случаях выбирают АКПП для упрощенного управления. С каждым годом автомобили, укомплектованные автоматом, набирают все большую популярность. Пропорционально росту таких автомобилей падает популярность классической “ручки” и трех педалей. Да что и говорить, если в автошколах уже не редко встречаются автомобили с автоматической трансмиссией. К тому же, простаивая часы в пробках, переключать рычаг механической коробки надоедает до чертиков.
Наивно полагать, что тот факт, что АКПП более проста в управлении, делает ее более простой в устройстве и обслуживании, сложный механизм требует повышенного внимания и ухода. Автоматическая коробка хоть и освобождает водителя от многих хлопот и позволяет всецело концентрироваться на дороге (особенно начинающего), но очень капризная, а при неправильном уходе может доставить серьезные хлопоты. По уровню сложности ремонта АКПП сравним разве что с двигателем. Дабы продлить ее эксплуатационный ресурс достаточно следовать простым требованиям и не пренебрегать основными правилами эксплуатации. Об этом и расскажет вам настоящая статья.
Масло
Главным движущим продуктом коробки передач является масло, оно играет важнейшую роль для коробки – контролирует передачу крутящего момента, регулирует работу тормозной системы, а также помогает в управлении гидравликой и процессе охлаждения некоторых ее узлов. Но при этом АКПП очень привередливы в отношении "аппетита" и требуют для себя только лучшие продукты, они очень критичны к воздействию масел.
Необходимо выбирать, прежде всего, среди высокосортных минеральных масел, в которых содержится несколько присадок и только те, которые рекомендованы заводом-производителем. Обязательно проверьте, чтобы на банке или этикетке была нанесена аббревиатура “ЖАК” или ATF (Automatic Transmission Fluid), которая свидетельствует о том, что это масло именно для АКПП. Использование других жидкостей категорически запрещается, так как приведет к поломке коробки передач.
Но правильного выбора нужного и качественного масла еще недостаточно, важно грамотно следить за уровнем масла в коробке, отображающемся на соответствующем показателе. Проверить его можно специальным щупом с метками заполненности. В большинстве случаев он встроенный, если же в своем автомобиле вы его не обнаружили, то непременно посещайте СТО каждые 65 000 — 70 000 км (каждые 2 года) для проведения подобных процедур и полной замены масла. Если условия эксплуатации отличаются от нормальных (стандартных), к примеру, жаркий климат, или частое использование полностью загруженного авто на дальние расстояния, то проверку и полную замену масла и фильтров осуществляют каждые 25 тыс. км. (или каждый год). Раз в неделю для профилактики не забывайте проверять качество масла. Промежуточное обновление рекомендуется проделывать каждые 15 000 км путем слива жидкости из поддона АКПП.
Перелив масла, впрочем, как и его недостаточное количество, отрицательно сказывается на работе АКПП. По определенным симптомам и поведению автомобиля внимательный водитель может выявить для себя, когда в коробке скоростей его автомобиля недостаточно масла. Наиболее распространенный признак такого диагноза – пробуксовка. А если масла в коробке через чур много, то может произойти вспенивание, которое повлечет за собой выброс масла через сапун и, как следствие, скорый износ деталей. Всегда проверяйте щупом уровень масла в коробке, и если вдруг обнаруживается, что он превышает отметку максимума, то слейте лишнее, предварительно подготовив место для работы и ненужную одежду, чтоб не запачкаться.
Вместительность масла большинства автомобилей, оборудованных АКПП составляет:
- Для переднеприводных – от 5 до 10 литров;
- Для заднеприводных – от 7 до 14 литров;
Общей системы дозировки не существует, каждая АКПП индивидуальна, внимательно прочитайте инструкцию вашего автомобиля, чтобы выяснить объемы и вместительность.
Перелив или недолив масла является, по мнению экспертов, наиболее распространенным случаем поломки АКПП, но, безусловно, этот случай — не единственная причина. Поломки могут быть связаны с работой гидротрансформатора, который отвечает за сцепление двигателя с главным валом АКПП — такие, кстати, встречаются тоже не редко. В подобных случаях требуется срочно обращаться к специалистам, которые переберут картер и устранят неисправность. Но все же, чтобы не запускать АКПП до такой степени и лишний раз не разорятся, достаточно лишь соблюдать два элементарных правила.
Правила сохранения АКПП
Первым и основным правилом является размеренное движение автомобиля, абсолютное исключение резких маневров “автомата”. Если вы владелец автомобиля с автоматической трансмиссией, то подобное правило должно быть для вас аксиомой. Категорически запрещаются резкие переключения, торможения, заносы, вихри на виражах и тому подобное раллийное “настроение”, хотя автоматы надежных фирм, может, и выдержат подобное отношение, но срок их износостойкости резко сократиться.
Чревато это увеличением зазоров между муфтами дисков, а с частой экстремальной ездой и дифференциала тоже. На действия автомобиля при переключении передач "автомат" будет отвечать толчками и стуками.
Специалисты, прежде всего, рекомендуют делать перерывы перед маневрами, к примеру, перед тем, как включить заднюю скорость, дождаться полной остановки автомобиля, или, паркуясь, не давать резкого газа. Категорически не рекомендуется переключать РВД на ходу в положения ‘P’ и ‘R’, не рекомендуется и переводить его в положение ‘N’ на скорости, так как это грозит заносом. Во всех остальных случаях оставшиеся передачи не то что бы разрешается, а даже рекомендуется переключать для более динамичной и экономичной езды, например, тормозя двигателем на светофоре, переключая на пониженную. Даже если ваш автомобиль с достаточно мощным двигателем, о стремительных разгонах и торможениях лучше забыть, и оставить их только на экстренный случай, иначе коробку вы “убьете” за несколько месяцев.
Не стоит также, тронувшись с места, сразу переключать на ускоряющую передачу, не разогрев двигатель должным образом, и не разогнав автомобиль хотя бы до 35-40 км/ч.
Второе правило включает в себя всего один пункт – никакой пробуксовки. Если ваша машина не трогается с места, то не стоит мучить "автомат", дергаясь вперед-назад – от этого он перегревается и выходит из строя. В таких случаях, как правило, используют толкач, вытягивая автомобиль из грязи или ямы.
При всем при этом, не забывайте своевременно обслуживатся на сервисе, и тогда ваша коробка передач долгое время будет служить вам верой и правдой.
Как правильно трогаться с АКПП?
Знаете ли вы как правильно тронуться на автомобиле, оборудованным АКПП? Для того чтобы начать движение необходимо, прежде всего, для сперва нажать педаль тормоза после завода двигателя, а затем перевести рычаг скоростей в нужную позицию и не нажимать при этом на педаль газа. После того, как почувствуете легкий толчок – отпускайте педаль тормоза и плавно начинайте движение, прибавляя газ.
Эксплуатация АКПП зимой
Зимой автоматическая трансмиссия требует повышенного внимания. В условиях нашего климата перед началом движения следует прогреть масло в АКПП. Для того, чтобы это сделать, требуется переместить рычаг выбора диапазона во все положения поочередно с несколько-секундной задержкой на каждом из них. После этого установите рычаг на одном из положений и, удерживая автомобиль тормозом, на протяжении нескольких минут разогревайте трансмиссионное масло, оставляя двигатель работать на холостых оборотах. Также для безопасной езды в зимних условиях на АКПП существуют специальные “зимние режимы”, которые упрощают трогание с места на сколькой дороге.
Эти, казалось бы, простые правила помогут сохранить ваш автомобиль и агрегаты в целости и сохранности и продлить их ресурс, а вам доставит дополнительное удовольствие от вождения. Удачной дороги!