Контроль за процессом обучения вождению — это один из краеугольных камней политики государства в области дорожной безопасности. Ведь зачастую автошколы и частные автоинструкторы, в погоне за коммерческим успехом готовы превратить обучение вождению в сущую формальность, лишь бы клиент платил деньги. Совершенно очевидно, что подобную ситуацию нельзя назвать терпимой, т.к. автомобиль – это не только эффективное средство перемещения, но и техническое изделии повышенной опасности, неумелое использование которого ведет к авариям, катастрофам, серьезным материальным убыткам и, к сожалению, даже человеческим жертвам.
Кроме того, как известно, органы ГИБДД довольно часто обвинялись в том, что водительские удостоверения получают те лица, которые этого совершенно не заслуживают, а автоинспекторы нередко идут на должностные преступления, получают взятки и т.п. В силу этого, для устранения всех недомолвок, связанных с квалификационным экзаменом, в настоящее время вся процедура экзамена записывается на видео.
Кстати, с этого года граждане России могут сдавать квалификационный экзамен на получение водительских прав в любом подразделении ГИБДД на территории России, что снижает коррупционную составляющую. В этом же году премьер-министр России В. Путин обязал Министерство внутренних дел РФ публиковать на сайтах ведомства статистику ДТП по каждому экзаменационному подразделению. Таким образом, становится видно, какое количество дорожно-транспортных происшествий совершили водители, сдавшие экзамены в том или ином экзаменационном подразделении ГИБДД. Отныне те соискатели заветных водительских прав, которые трижды не смогли сдать квалификационный теоретический и практический экзамен в ГИБДД, отправляются в автошколу на «доучивание» уже на бесплатной основе.
Не надо думать, что за рубежом контроль за подготовкой водителей организован на порядок лучше, чем у нас. Смотря, где и как. Безусловно, в азиатских странах, например, таких как Индия, ситуация с качеством обучения будущих водителей обстоит из рук вон плохо. Зато в европейских странах и США этот процесс отлажен на очень хорошем уровне.
Итак, Индия. Какова ситуация там? Даже с нашей с точки зрения, уровень подготовки водителей в Индии просто ужасающий. Дело в том, что индивидуальное обучение там доступно только элите общества, которая составляет менее одного процента населения. Курсы вождения очень дороги, и остальная часть желающих получить права большей частью обучаются у своих родственников или знакомых. После этого оплачивают экзамен в автошколе и получают права, выполнив несколько не самых сложных упражнений. Остальные права получать даже не пытаются, и ездят на свой страх и риск.
В Германии, где традиции автовождения насчитывают более столетия, права можно получить, каки в России пройдя курсы автовождения. При этом тот минимум, которые на занятиях должны получить курсанты — это 8-часовой курс лекций. Кроме того, с ними проводятся занятия по оказанию первой медицинской помощи. Заметим, без «наличия» у водителя 25 часовой практики вождения он права никогда не получит. При этом не менее 4 часов практического обучения вождению должно проводиться в ночное время. Квалификационный экзамен предполагает 30-минутную езду с автоинструктором по городу и сдачу теоретического экзамена.
В Италии обучение вождению возможно у сертифицированного специалиста или обучения в автошколе. Количество часов практического вождения определяет сам учащийся. После того как он получит несколько уроков вождения, он может получить разрешение на вождение в сопровождении водителя с 10-летним стажем. Лицензия, причем незамедлительно, на право вождения выдается после сдачи теоретического экзамена и контрольной поездки по городу с автоинструктором.