Всех нас, автомобилистов, беспокоит вопрос: что будет, когда закончится нефть? И, кстати, когда она кончится? В том, что мы будем ездить и дальше и в каменный век не вернемся, сомнений нет. Вопрос один – на чем?
По последним данным компании British Petroleum, разведанных мировых запасов нефти хватит на ближайшие 40 лет, объемы этих запасов оцениваются от 1,15 до 1,8 триллиона баррелей. Причем речь идет о геологических, или – иначе — доказанных, запасах в недрах. Занятно, что в 1956 году геологи уверяли, что запасов хватит лишь на ближайшие 20 лет – об огромных запасах нефти Западной Сибири, Мексиканского залива. Северного моря и африканского шлейфа тогда даже не предполагали….
Autopeople-Факты
Помимо новейших технологий, неучтенными остаются и прогнозные, или перспективные, ресурсы нефти и газа. Так, российский арктический шлейф обладает огромными резервами. Ну а западносибирские запасы нефти в магматических породах пока еще даже не поддаются точной оценке. И таких примеров множество.
Отчего возникает дефицит?
Сегодня ситуация такова, что страны Персидского залива сдерживают добычу, несмотря на все попытки зависимых от импорта нефти стран (в первую очередь США) убедить их пойти на увеличение. Так, Саудовская Аравия снизила добычу с 8,9 млн. баррелей в день в 2006 до 8,4 в 2007. Причем вся эта нефть добывается из 1500 скважин. Для сравнения: в России 9,7 млн. баррелей в день добывается из 100 тыс. скважин. Это сдерживание выгодно не только экономически, но и с точки зрения нефтепереработки: чем медленнее добываешь, тем больше нефти получишь в итоге. А если форсировать и варварски выворачивать недра земли, больше половины нефти так и останется внизу. Так что важны не только количественные запасы, но качество нефтедобычи.
Есть и еще один момент. В связи с кризисом на финансовом рынке вложения в сырьевой сектор благодаря гарантированному спросу выглядят наиболее привлекательными. Поэтому логично предположить (как это и делают многие эксперты), что аварии на бензопроводе, туманные прогнозы о возможном снижении добычи или истощении запасов – все это на руку тем, кто занимается спекулятивной игрой на рынке нефти.
Какие существуют альтернативы этому виду топлива?
1. Альтернативой бензину является, в первую очередь, этанол. Вот уже несколько лет машины заправляют этиловым спиртом, полученным из кукурузы. Выброс парниковых газов при сжигании биотоплива такой же, как и при сгорании углеводородов. Однако в процессе формирования биотоплива углекислый газ поглощается из атмосферы – при фотосинтезе, и в итоге возникает баланс.
Правда, если продовольственные ресурсы и дальше сегодняшними темпами будут идти на выпуск этанола, количество голодающих в мире возрастет к 2020 году на 50%. Да и сегодня из-за его производства этой весной в Азии начался голод.
2. С ядерной энергией еще сложнее. Сегодняшние технологии еще не позволяют автомобилям передвигаться за счет энергии укрощенного атома. Кроме того, запасы урана, не так уж и велики. Хотя в ходе ядерной реакции не образуется парниковых газов, захоронение ядерных отходов –существенная головная боль для всего человечества.
3. В использовании энергии солнца (при помощи солнечных батарей) человечество пока не преуспело. Эффективность действующих технологий предельно низка.
4. Ну и, наконец, использованию воды / водорода, приводящих автомобиль в движение, мы даже посвятили отдельный материал.
Сегодня в СМИ можно встретить упоминания о разработках в области нетрадиционной нефтедобычи – например, о технологиях, позволяющих получать нефть путем деполимеризации пластиковых отходов или выделять ее из угля. И специалисты убеждены в том, что такие проекты весьма и весьма перспективны.
Autopeople-Факты
По материалам интернета, а также журналов GEO-Россия и Еhe New Times