По всему миру автоматические коробки передач приходят на смену привычной механике. По некоторым данным, в таких странах, как США, Канада и Япония в настоящее время около 90% всего автомобильного парка оборудованы АКПП. Даже в нашей стране, в которой к этому типу трансмиссии традиционно относятся с изрядной долей скепсиса, «автоматами» интересуются все больше — об этом свидетельствует статистика продаж. Чем же было вызвано внедрение этой инновации?
Во-первых, оснащение автотранспорта автоматической трансмиссией
Но что-то по-прежнему настораживает наших соотечественников в эксплуатации автоматов. Попробуем выделить основные плюсы и минусы автоматической трансмиссии.
Плюсы АКПП
— комфортность вождения
— более мягкие условия эксплуатации, как для двигателя, так и для ходовой части в целом
— плановость хода
Минусы АКПП
— по общему мнению, при остальных равных условиях (мощности двигателя и массе автомобиля) автомобиль, оснащенный АКПП, по приемистости будет уступать автомобилю, имеющему в активе механическую коробку передач
— «автомат» требует более тщательного ухода и более требователен к условиям эксплуатации. Так, езда на «холодной» коробке на расстояния до 8 км
— затруднена буксировка прицепов и автомобилей
— возникают трудности при езде по слабонесущему грунту или по снегу с частым продолжительным буксованием и сменой режимов движения
— автомобили с АКПП нельзя завести «с толкача».
Естественно, инженерная мысль не останавливается ни на секунду, и со
Все разнообразие автоматических трансмиссий, устанавливаемых на современные автомобили, можно разделить на два типа, отличающихся системами управления и контроля. В первом случае функции управления и контроля возложены на специальное гидравлическое устройство. Во втором — управлять и контролировать будет электроника. При этом составные части и узлы автоматических трансмиссий обоих типов практически одинаковы. Кроме того, существуют некоторые различия в компоновке автоматической трансмиссии переднеприводного (оснащаются дифференциалом) и заднеприводного автомобиля, однако, в целом, основные функции и принцип действия всех автоматов одинаковы. Автоматическая трансмиссия во всех случаях оснащается механизмом выбора режима движения, гидротрансформатором, коробкой передач, узлом управления и контроля.
В последнее время часто используется и так называемый «вариатор» (или CVT — continuously variable transmission) — более прогрессивный тип автоматической коробки передач, в котором передаточное число изменяется плавно, а не ступенчато. Алгоритм управления вариатором такой же, как на обычных «автоматах», но работает он совершенно по-другому. Первыми марками, которые стали использовать этот тип трансмиссии, были DAF (в то время под этой маркой выпускались не только грузовики, но и легковые машины) и Volvo. В нём нет фиксированных первой, второй, десятой передач, а значит, нет и толчков при трогании и «переключении». Впрочем, переключений как таковых тут и нет. Вариатор непрерывно и плавно изменяет передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля. Если при разгоне на обычном автомобиле мы на каждой передаче раскручиваем двигатель, переходя на следующую передач, то при наборе скорости автомобиля с вариатором мотор остаётся на одних и тех же оборотах (скажем, на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту), зато плавно меняется передаточное отношение. Впрочем, в некоторых случаях вариатор настраивают так, чтобы разгон с ним больше напоминал увеличение скорости с обычной коробкой передач – то есть с постепенным ростом оборотов мотора.
На некоторых машинах можно выбрать режим с несколькими «виртуальными» передачами (с 6 или даже 8), задаваемыми электроникой, между которыми вариатор будет резко перескакивать, словно классическая коробка «автомат». Ещё в этом случае можно переключать «передачи» по собственному желанию, как на «автомате» с ручным секвентальным (последовательным) режимом.
Второй недостаток вариаторов — сравнительно дорогое обслуживание и ремонт, специальная, а значит, недешёвая, трансмиссионная жидкость. И всё же вариаторы получают всё большее и большее распространение на