Похоже, еще один эпизод Всеволожской эпопеи подошел к концу: на заводе Ford наступило перемирие. Надолго ли? Напомним: в ноябре 2007 года рабочие потребовали 30%-го повышения зарплаты. Чтобы подкрепить декларации действиями, профсоюз устроил почти месячную стачку. Однако производство возобновилось прежде, чем противоборствующие стороны пришли к какому-то взаимовыгодному решению…
И вот на днях руководство компании пошло на встречу бастующим. Отныне средняя зарплата на предприятии поднимется 16-21% в зависимости от уровня квалификации рабочего. А значит, доход работника завода со стажем составит 25 586 руб., а начальная планка возрастет до 19 тыс. руб. Правда, изначально требования рабочих были куда более категоричными, ну так и администрация настаивала, что пойдет только на 11% индексацию жалования.
Но повышением зарплаты дело не ограничится. Работников предприятия ожидает и еще один приятный сюрприз – расширение социально пакета. Теперь персонал завода получат бесплатные обеды, премию за выслугу лет от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а так же систему доплат за выполнение дополнительной работы и долгосрочную накопительную программу. По словам главы профсоюзного комитета Ford Алексея Этманова, договоренность оформят в рамках соглашения, которое будет прилагаться к новому трудовому договору, вступающему в силу с марта этого года.
Аналитики полагают, что дополнительные затраты концерна в связи с этими мерами увеличатся на $10 млн. в год. Много ли это? Едва ли, если сопоставлять эти цифры с миллиардными прибылями автогиганта. Поэтому рискнем предположить, что эти затраты никак не отразятся на конечной стоимости продукции, которая в 2008 году в любом случае будет дорожать на 10-15% — то есть с небольшим опережением инфляции.
События во Всеволожске, несмотря на всю разумность и оправданность действий профсоюза, все больше напоминают очередные серии мыльной оперы, за которыми волей-неволей следит вся страна. Нынешняя забастовка — уже не первая (и не первая, которая заканчивается в пользу профсоюза), а значит, не стоит исключать, что сценарий повторится и в следующем году, а мы вновь будем читать горячие сводки с фронта. А поскольку в ближайшие годы в России будут введены в строй сразу несколько предприятий зарубежных автогигнатов, остается лишь догадываться, как опыт Всеволожского завода повлияет на становление новой трудовой этики в автомобильном секторе.
P.S. Ford выпускает в сутки 300 автомобилей марки Focus, мощность завода — около 75 000 машин в год. К 2009 году Ford планирует довести ее до 125 000 машин, вложив в проект $100 миллионов.