Российский автопром: что будет в 2010 году?

Минувший 2009 год не оставил ничего положительного игрокам автомобильного российского рынка – продажи сократились вдвое, спрос серьезно ослаб, новинок стало меньше. И даже несмотря на то, что в скором времени правительство планирует запустить программу по утилизации старых машин для поддержки отечественной автопромышленности, надежд на спасение мало. Падение авторынка в России в прошлом году оказалось хуже прогнозов экспертов. Ожидали 30-процентный спад, получили двукратное сокращение. Более того, в некоторых автосалонах продажи упали в 20 раз.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) привела данные, согласно которым, к концу прошлого месяца продажи на российском рынке подходили к черте 1.5 млн. автомобилей. Могло быть и хуже, если бы не скидки и всевозможные акции. Поддержать продажи помогла государственная программа кредитования. Впрочем, по субсидиям продали не 150, как планировалось, а всего 61 тысячу автомобилей.

Главным “больным” в этом кризисное время, естественно, является АвтоВАЗ. Крупнейший отечественный автомобилестроитель остался без денег, погряз в долгах и вдвое сократил продажи. Помощь от государства последовала незамедлительно: сперва 25 миллиардов рублей, потом еще 50 миллиардов. И все это не считая тех 240 миллионов евро, полученных от акционеров Renault. Кроме того, французы обещали поделиться с компанией технологиями и запустить в 2012 году на заводе в Тольятти производство своих автомобилей.

Что касается иностранных компаний, то они по-прежнему готовы инвестировать в производство на территории России. Японский производитель Nissan запустил конвейер на заводе под Санкт-Петербургом. Volkswagen расширил линейку калужского производства. Renault вдвое планирует увеличить производство на заводе в Москве. Концерн PSA Peugeot Citroen начал производство в России.

2010 год не станет годом возвращения на привычную высоту. Оказавшись на дне, российский рынок вынужден еще какое-то время по нему поползать. Так утверждает большинство экспертов, причем не только наших, но и зарубежных. Обойти конкурентов удастся лишь тем, кто разработал гибкий бизнес-план, тем, кто планирует расширить свой модельный ряд и сможет предложить скидку. Это под силу пока лишь зарубежным автоконцернам, причем далеко не всем.

Производители иномарок надеются на отмену пошлин, иначе грядет повышение цен на 5-10%. Однако все это еще под вопросом. Выводы делать сложно, ведь, как показал год прошедший, прогнозы — ведь неблагодарная. Ясно одно: возвращаясь из новогодних каникул, компании обязаны взяться за работу как пилоты при снегопаде.

Поделитесь с друзьями
Автор
Ренат Юсупов