Еще несколько лет назад россияне приобретали по большей части подержанные иномарки, сейчас же устойчивым спросом пользуются только новые машины. Не пугает покупателей и высокая цена, в которую производители стараются заложить все издержки и риски, которые только можно. Российские автолюбители месяцами ждут заказанные у дилеров автомобили и готовы за них переплачивать тысячи долларов. Давайте попробуем сравнить цены на самые популярные иномарки в Европе, Америке и России и выяснить, сколько же в конечном итоге мы переплачиваем за те же самые машины.
По постановлению Правительства РФ от 2003 года прохождение новой иномарки через российскую границу (в народе — «растаможка») увеличивает стоимость автомобиля на 48%! Но даже это не делает автомобили в России такими дорогими, как в той же Европе. У нас автопроизводителей обдирает таможня, а там мировые концерны «душат» налоговики. Самые дешевые автомобили продаются в США. В среднем цены там полтора раза ниже ЕСовских, а отдельные модели, такие как Mitsubishi Lancer в странах Евросоюза в 2 раза дороже, чем в Америке – 26 000 и 14 000 долларов США соответственно.
Успех автоконцернов прост – ценовая дискриминация. Стоимость машины в стране устанавливается не исходя из величины налогов (хотя и это тоже учитывается), но в соответствии с платежеспособностью населения. К примеру, несколько лет назад в Европе разразился крупный скандал: покупатели были не довольны, что налоги на автомобили, дескать, одинаковы по всему Евросоюзу, а цены в разных странах могут отличаться аж на 40%! Производители прислушались к жалобам недовольных европейцев и подняли стоимость автомобилей, разумеется, до максимальной величины. Так что мы пока можем радоваться, ведь, по мнению автопроизводителей, считаемся еще рынком «развивающимся», и цены нам ставят примерно на 5-10% ниже европейских. Автомобильные гиганты хотят пока завоевать наш перспективный российский рынок, поэтому и оплачивают «драконовские» пошлины из собственной прибыли. Логика понятна.
Все более укрепляют свои позиции на отечественном рынке иномарки российской сборки. И действительно, народных моделей здесь не мало. К примеру, печально известный Ford из Всеволжска, KIA производства калининградского Автотора и с удмурдского Иж-Авто. В любимцы народные входит и один из самых дешевых Renault Logan, производящийся на конвейерах бывшего Москвича. С Фордом, казалось бы, проблем нет – стоит он у нас недорого, на 40% дешевле, чем где-либо в Европе и практически столько же, сколько и в США – 13-14 тысяч долларов в зависимости от комплектации и двигателя. А вот к корейским и французским автомобилям возникает ряд вопросов. К примеру, Kia Rio, хоть и собрана на территории особой экономической зоны Калининграда, стоит у нас на 10% дороже, чем в ЕС. У нас она обойдется в 16 тысяч долларов, а там в 14,5. С другой стороны, за «российскую отвертку» корейцы скидывают 15% на модели Kia Seed от европейской цены. Не все однозначно и со всеми любимым Renault Logan. С одной стороны, базовая комплектация его стоит дешевле, чем гордость российского автопрома «Лада Калина», но в той же Румынии Logan продают за 7 000 долларов (у нас – 11 000). Так что наша скидка на этот автомобиль, увы, не самая большая в мире. В целом, по опросам автолюбителей, иномарки российской сборки доверия не внушают. Да и по отчетам дилеров всевозможные дефекты встречаются у них чаще, чем у чистокровных корейцев, французов, японцев и немцев. Сказывается и отсутствие необходимого опыта, профессиональных кадров, да и множество проблем, накопившихся за годы неразберихи. Следует отметить, что заводов иностранных производителей в России все же пока очень мало. Остается надеяться, что скоро в стране заработают сотни новых конвейеров и тогда, возможно, мы получим автомобили уже не по европейским, а по американским ценам.