«Руссо-Балт»: столетие легенды…

Недалече как в прошлом году старейшей национальной автомобильной марке «Руссо-Балт» исполнилось ровно сто лет. Столетие автомобильного производства, корнями уходящего, как нетрудно догадаться, в Русско-Балтийские вагонные предприятия, оказалось идеальным поводом для того, чтобы представить новый продукт возрожденного уже в нашу эпоху бренда. И показать его впервые не где-нибудь, а на одном из престижнейших автосалонов планеты – в Женеве…

В современной ипостаси бренд возродился в 2005 году, когда была зарегистрирована нынешняя московская «Компания Руссо-Балт». Показанный ныне в Женеве рабочий прототип этого четырехместного купе с классическим задним приводом – действительно вышел в духе продукции автомобильного отделения знаменитого Путиловского завода, получившего в 1913 году титул поставщика двора Его Императорского Величества. Думается, что и главы нынешних королевских фамилий Европы не без удовольствия проехались бы в этом «имперском» по стилю купе, радиаторную решетку которого венчает медальон с двуглавым российским геральдическим орлом.

Первый «Руссо-Балт» выехал из ворот завода 26 мая 1909 года. Модель С24/30 была двухместной, с открытым кузовом. Она оснащалась двигателем мощностью всего 30 л.с. Прототипом автомобиля послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы «Фондю» (Fondu), а первым конструктором «Руссо-Балтов» стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Спустя несколько лет плодотворной работы Русско-Балтийский вагонный завод уже выпускали легковые автомобили семейств К-12, С-24 и Е-15, а также три модели грузовиков Д-24,М-24 и Т-40. Так началось серийное автомобилестроение России.

Производственные мощности завода размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года — в Москве и Таганроге. Перед тем, как начать выпуск автомобильной продукции, предприятие уже имело опыт разработки и производства сельскохозяйственных машин, стационарных нефтяных двигателей и… аэропланов. Чем не BMW?

К-12

На модели К-12/20 серии V, изготовленные в 1911 году, устанавливались двигатели мощностью 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели К-12/24 серии XI, относящиеся к 1913 году, были на 4 л.с. мощнее. Особенность конструкции «Руссо-Балта К-12/20» — цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели С-24) расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Машины довольно легкими (около 1200 кг), их колесная база составляла 2655-2855 мм.

«Руссо-Балт»: столетие легенды…

Руссо-Балт К-12/20

На всех К-12 картеры, поршни и коробки передач были отлиты из алюминия. Причем на моделях К-12 и Е-15 цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.

К-12 была самой дешевой среди автомобилей марки, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование. Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле* стали известный поэт, великий князь Константин Константинович (разве сейчас поэты ездят на таких автомобилях в России?), отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель…

В общей сложности, было выпущено 141 автомобиль модели К-12 в 5 сериях.

С-24

Но наиболее массовой моделью стал «Руссо-Балт» С-24, на который приходилось 55% общего выпуска. На шасси С-24 устанавливались также и другие кузова — роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные автомобили. Строились даже полугусеничные варианты — автосани. Модель просуществовала вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда.

«Руссо-Балт»: столетие легенды… 

Руссо-Балт С-24/40

Отличительная черта С-24 — двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках. Нижние клапаны был расположены по обе стороны от цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались, однако были одинаково надежны: один из экземпляров модели С-24 серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Лучшем свидетельством сказанному были успехи в автосоревнованиях и дальних пробегах, в частности — на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян.

23 января 1912 года русские спортсмены А. Нагель и В. Михайлов, принимавшие участие в ралли «Монте-Карло», финишировали в Монако. Они заняли на спортивной машине «Руссо-Балт» С24/40 девятое место в абсолютном зачете. Это был один из первых в мире спортивных автомобилей с двигателем, имевшим алюминиевые поршни. В 1913 году машина была модернизирована (гоночный кузов, более мощный двигатель, облегченные колеса), и заводской гонщик И. Иванов установил на ней всероссийский рекорд в своем классе, пройдя на взлетной полосе 1 версту со скоростью 131,793 км/ч (против прежних 128,5 км/ч).

 «Руссо-Балт»: столетие легенды…

Руссо-Балт-С24/40-Монако — первый раллиный автомобиль из России

За 9 лет завод выпустил около 400 автомобилей С-24, из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов… Несколько первых экземпляров «Руссо-Балта» приобрел для Императорского гаража Николай II. Автомобили «Руссо-Балт» находились в собственности высокопоставленных лиц и промышленников (среди которых кораблестроитель, профессор Константина Боклевского, банкир Александра Путилова).

Все автомобили «Руссо-Балт» собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов. Практически все узлы и детали был «родными» — только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне.
В общей сложности с 1910 по 1914 год автомобили «Руссо-Балт» участвовали в соревнованиях и в пяти выставках, были отмечены пятью золотыми медалями. В 1919 году Бронетанково-автомобильный завод выпустил первый советский «Руссо-Балт», который был подарен председателю ВЦИК М. Калинину. Предприятия объединения «Промбронь» производили эти автомобили еще четыре года…

Сегодня

Итак, на прошлогоднем Женевском автосалоне подлинной сенсацией стал российский автомобиль — роскошно-аристократичное купе Russo-Baltique Impression, готовое к микросерийному производству. Впрочем, таких авто много не бывает по определению.

Новое четырехместное купе длиной 5,2 метра оснащено, не в пример предшественникам, мощнейшим двигателем V12 битурбо (позаимствованным у Maybach) мощностью 555 лошадиных сил в комплекте с шестиступенчатой АКПП и пневматической подвеской с изменяемым дорожным просветом. Тяжелое купе-лимузин разгоняется до сотни всего за 4 с, а его максимальная скорость — 314 км/ч. Расход топлива в зависимости от стиля и условий езды от 11 до 35 л на 100 км. При не без гордости заявлено, что при создании гибридной карбоново-стальной платформы использовались и некоторые элементы Mercedes-Benz AMG CL65… Кажется, разработчики не стесняются такой «сброности» автомобиля, а, наоборот, гордятся ею.

«Руссо-Балт»: столетие легенды…

Russo-Baltique Impression — новое рождение старейшей российской марки

Работы по созданию купе Impression велись в Москве с 2003 года, а в 2005 году к ним подключилась немецкая компания Gerg GmbH. Дизайн купе разработал тбилисец Звиад Циколиа, сотрудничающий сейчас с «Peugeot», а не так давно работавший и с дизайнерами «Bugatti» (и действительно, трудно не заметить весьма ощутимое визуальное родство). В дизайне Impression он использовал мотивы стилистических решений моделей Bugatti 50-60-х годов, а также шикарных авто «золотого века» — 20-30-х годов минувшего столетия, отличавшихся элегантной массивностью, легкой помпезностью и шокирующим комфортом.

Стилистика модели – это фантазия дизайнеров на тему золотого века автомобилизма, когда «формы покоряли одновременно элегантностью и монументальностью». Действительно, истинно русская, безбашенная роскошь царит тут во всем. Так, приборная доска отделана цельным куском весьма редкого африканского дерева, имеющего в срезе чередующиеся светлые и темные полосы. А крыша, выполненная из стекла, способна менять светопропускную способность…

Авторы проекта лукавят. По их мнению, Impression должен, прежде всего, «стать своеобразным манифестом стиля и качества, который должен быть свойственен всем последующим моделям «Руссо-Балта». Что будет в будущем, загадывать не берется никто, а пока изготовление каждого автомобиля, включая время на исполнение особых пожеланий будущего владельца, требует от 12 до 18 месяцев. Однако, как принято в мире люксовых брендов, всего будет выпущено не более 15-18 Impression по цене около 1,5 млн. евро за штуку. Буквально сразу же после первого «выхода в свет» на «Руссо-Балт» уже нашлись покупатели: один заказ пришел из Ближнего Востока, а другой – из Великобритании. Кроме того, ранее один автомобиль был заказан неназванным автолюбителем из России…

 

 «Руссо-Балт»: столетие легенды…

Полноценно возродить "Руссо-Балт" под силу разве что Абрамовичу или государственной казне

О том, как сложилась бы дальнейшая судьба марки, не случилось того, что случилось в 17 году, остается только мечтать, как это делает Василий Аксенов в книге «Остров Крым». Вполне возможно, что сегодня мы могли бы тягаться с именитыми западными конкурентами не только в постройке сверхдорогих (и оттого практически недоступных) машин. А состоятельный представитель новорожденного российского middle-class примерял бы на тест-драйве «Руссо-Балт» (а ведь неплохое название!) наравне с BMW или Jaguar. В любом случае, это был отличный задел – и история могла бы выйти ничуть не хуже. чем у этих прославленных брендов.

Увы, время упущено: сегодня для того, чтобы начать серийный выпуск продукции под новой российской маркой, нужны миллиардные инвестиции. А технологии все равно придется покупать. Кому это под силу? Разве что Роману Абрамовичу или же… государственной казне!

Увы, по всей видимости, ни один из этих потенциальных инвесторов возрождением российской марке заняться не планирует. А значит, видеть «Руссо-Балты» нам предстоит только на выставках и – если посчастливится – в частных коллекциях…

*пляжный автомобиль с открытым верхом. В настоящее время прерогатива Maybach 62 S

 

Поделитесь с друзьями
Adblock
detector