На рынке ОСАГО грядут очередные перемены. Страховой рынок с большим трудом переживает кризис, несмотря на изменения, вступившие в силу с 1 марта. Вслед за банкротством крупных страховщиков, продававших дешевые полиса ОСАГО, эксперты предрекают рост стоимости полиса обязательного страхования. Тем не менее, демпинговые предложения по-прежнему существуют.
На сегодня картина такова: на рынке «автогражданки» работает 151 компания, однако в этом году рынок лишился 16 страховщиков. Всего же с 2003 года обанкротились или лишились лицензии по разным причинам 35 страховых компаний.
Как сообщил член правления президиума РСА Сергей Сарксисов (РЕСО-Гарантия) в интервью РИА Новости, компании с отозванными ныне лицензиями контролировали по 13,58% и 13,08% рынка соответственно. Некоторые компании, чье будущее под вопросом, до сих пор работают. По данным РСА, 775 тысяч уже недействительных полисов до сих пор рассеяны по рынку, а значит, у каждого из нас есть шанс случайно приобрести недействительный полис уже несуществующей компании. Уберечься от подлога можно двумя способами — не приобретать полисы с рук и не обольщаться низкими ценами.
Наиболее опасно нарываться на бланки компаний "Генеральный страховой альянс", "Страховое общество АСТО Гарантия", "Страховое общество Дженерал Резерв" и ряд других. Это те страховщики, что еще отчитались в РСА о своих полисах, не сданных в надзор РСА.
Бороться с последствиями всей этой неразберихи страховщики предлагают двумя способами.
Во-первых, на ситуацию может повлиять безальтернативное прямое урегулирование убытков. Иными словами, пострадавший в ДТП сможет обращаться только к своему страховщику – в компанию, в которой покупал полис. Напомним, что с 1 марта 2009 года мы уже можем делать это в добровольном порядке (так называемое прямое урегулирование убытков). Эта мера позволит еще больше сократить число неблагополучных компаний, отсеяв проблемные, а также упростит процедуру клиентам. Если Минфин поддержит это предложение, уже к 1 марта следующего года страховщики могут перейти на новую схему – благо, она уже апробирована в добровольном порядке.
Во-вторых, проблему поможет решить увеличение цен на полисы ОСАГО. Кто бы сомневался! Таким образом планируется заткнуть дыры, образовавшиеся в резервному фонде РСА, и погасить часть долгов. Впрочем, компенсировать все долги РСА не собирается. Позиция руководства такова: если ДТП наступило после того, как у страховщика отобрали лицензию, пострадавший может рассчитывать на привлечение средств из компенсационных фондов РСА только по вреду, причиненному жизни и здоровью. Железо придется чинить за свой счет.