Эра электрических автомобилей все ближе

Вслед за коллегами из Volkswagen, которые уже сегодня делают ставку на электромобили и обещают их выход на рынок к 2011 году, холдинг Renault-Nissan также заявил о планах выпустить полностью электрический автомобиль. Кстати сказать, в том же 2011-м. Правда, в прогнозах о том, как скоро наступит электроэра, руководство этих автогигантов расходится.

Так, если Карлос Гон (Renault) предрекает, что уже к 2010 году электромобили будут занимать до 10% рынка, то Мартин Винтеркорн (VW) ограничивается лишь туманными фразами о «мостах в будущее» и о «нескольких десятилетиях». Однако и тот, и другой вполне сознательно не обмолвился ни словом о гибридах…

А дело вот в чем. Уже сегодня гибридная технология не имеет будущего. Разработка гибридов обходится в баснословные средства, которые фантастически удорожают конечную стоимость автомобиля, тогда как уменьшение выбросов в окружающую среду и снижение расхода топлива не столь ощутимо по сравнению с бензиновыми и дизельными аналогами. Иными словами, применяя современные технологии вроде start-and-go, коробок DSG, двигателей TDi и TSi, можно достигнуть тех же результатов за меньшие деньги. Вот и получается, что покупателя на массовый гибридный автомобиль без правительственных дотаций просто нет.

Поэтому Мартин Винтеркорн в своей программной речи на автосалоне во Франкфуркте заявил: «Наши высокоэффективные двигатели TDI и TSI – важнейшие точки на сегодняшнем отрезке оси времени. Они будут доминировать еще несколько десятилетий. И только они позволят нам постепенно навести мосты в будущее… Начиная с 2013 года они станут дополняться такими моделями, как E-Up!, прежде всего, в городах».

Конечно же, такой эффективный и вдумчивый менеджер, как Карлос Гон, не мог не присмотреться к опыту конкурентов – и провести собственный анализ. Который, само собой, показал, что нужно срочно заняться производством электромобиля и даже не пытаться сделать что-то новое на гибридном поприще. Однако тут же всплыло сразу несколько системных проблем, без решения которых сделать нельзя наладить экономически целесообразное производство электромобиля.

Основной момент — это проблема производства батареи, в решение которой Renault-Nissan готовы инвестировать 4 млрд. евро. Снизить себестоимость топливного элемента может только массовое производство, и основные инвестиции пойдут именно в его наладку. Кроме того, чтобы электрический автомобиль мог похвастать действительно революционными показателями, важно, чтобы электроэнергия добывалась экологичным путем. То есть необходимо снизить выбросы СО2 не только в момент эксплуатации автомобиля, но и в момент зарядки батареи.

Уже сегодня специалисты автоконцерна трудятся над созданием всей инфраструктуры, которая понадобится для функционирования электромобилей — от "розеток" на парковках до станций оперативной зарядки/замены аккумуляторов. Содействие оказывают и компании, вырабатывающие электричество, — в случае успеха проекта именно они будут пожинать плоды…

Другой момент – проблема обеспечения энергоемкость этих батарей. Планируется, что на одном заряде электрические Renault смогут проехать до 160 км. Если учесть, что средний европейский автомобилист в день проезжает 60-80 км, результат неплохой. Однако, с другой стороны, если вы едете далеко (а в России все, что не в пределах одного города – далеко), вас едва ли устроит любой из трех возможных способов подзарядки:

— зарядка дома ночью от обычной розетки (время зарядки 8 часов),

— быстрая (!) зарядка на специальной станции (время зарядки 30 минут)

— смена батареи на той же самой станции (время замены 3 минуты).

Последний вариант, надо полагать, обойдется в копеечку…

Теперь об экономическом аспекте. Как ни хотелось бы разработчикам электромобиля сделать его максимально доступным (благо, никакой роскошью он выделяться не будет), отбивать деньги, вложенные на разработку батарей, все-таки придется. Поначалу помогут государственные субсидии на покупку такого транспорта. Речь, естественно, о западных странах. Уже сегодня разницу в стоимости готовы взять Израиль, Дания, США. Правительства европейских государств намекают на налоговые послабления владельцам электрических малышей. В общем, налицо забота о будущем нашей планеты… Впрочем, аналогичные меры уже предпринимались для поддержки гибридов, в частности, той же Toyota Prius.

Привлечь покупателей должна и невысокая стоимость обслуживания. Renault приводит следующие цифры. Годовое обслуживание обычной малолитражки обходится в 1000 евро (бензин + ТО), а для электромобиля эта цифра составляет уже 800 евро (причем 750 из них пойдут на обслуживание батареи). Тем не менее, первыми на электромобили пересядут государственные организации  — почта, такси, служебные и арендные автомобили.

Как будет называться новый электрокар и как он будет выглядеть – пока не сообщается. Все карты Renault раскроет немного позже. А пока ждем 2011 год – год начала новой автомобильной эры.

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко