«Дакар» не состоится

«Дакар»  не состоится35 экипажей из России и стран бывшего СССР в этом году собирались выйти на старт ралли «Дакар». Его отменили – и это, пожалуй, главное и совсем не радостное событие начавшегося года. Трудно вообразить все убытки, связанные с отменой по истине легендарной гонки. Точно подсчитать материальные потери стран, которые живут ожиданием этого события. Оценить огромное разочарование раллийных команд-участников, медиаслужб, болельщиков…

Хотя нет, кое-что все-таки сказать можно. Для всех российских болельщиков ралли известно прежде всего несколькими триумфальными победами российских экипажей, выступавших на грузовиках марки КАМАЗ. После тяжелого прошлогоднего этапа, в котором  пилот Владимир Чагин – 3-кратный победитель «Дакара», несшийся к очередной победе, попал в страшнейшую аварию (не по своей вине). Да, в 2007 российской команде пришлось довольствоваться лишь «серебром» – и сейчас «камазовцы» были настроены дать ответный бой. Все мы помним, какой отклик вызвал «парад грузовиков» на Красной площади перед отправкой в Испанию, на старт ралли. И вот – новое разочарование, которое, пожалуй, морально даже тяжелее предыдущего…

«После отмены «Дакара» форс-мажор для нашей команды – пусть и не такой масштабный – продолжился, – рассказывает директор по информационной политике ОАО «КАМАЗ» Владимир Самойлов. – Первоначально мы решили, что в Африку все-таки поедем: дня три проведем в Марокко и протестируем боевые грузовики в песках. Но, как выяснилось, там все это время шли проливные дожди. В итоге поехали в Испанию, провели несколько тестовых заездов там и уже во вторник вернулись домой. Конечно, отмена гонки для ребят стало тяжелым ударом. По сути, команда готовилась к «Дакару» весь год, с большими основаниями рассчитывала взять реванш за прошлогоднее поражение – теперь уже на новых машинах, и вот… Я даже не говорю об убытках – хотя, по предварительным подсчетам, они для нас составляют более одного миллиона евро».

«Дакар»  не состоится

Итак, впервые с 1979 ралли «Дакар», старт которого был намечен на 5 января, не было проведено – согласно официальной формулировке, из-за «соображений безопасности». Решение было принято из-за нестабильной обстановки в Мавритании, по территории которой должны были пройти восемь из пятнадцати допов. Руководители гонки приняли во внимание как неоднократные угрозы экстремистов, так и недавнее преступление в Мавритании, где боевики убили французских туристов.

Впрочем, «Дакар» традиционно – на особом положении. Имя ралли – дань ушедшим в Лету временам, когда трансконтинентальный ралли-пробег стартовал из Парижа (в последние годы гонка стартует из Лиссабона) и, минуя, Марокко, Западную Сахару, Мавританию, Мали, финишировал в столице Сенегала. Ничуть не походя на классический чемпионат мира по «Дакар»  не состоитсяралли (WRC), страны-этапы которого разбросаны по всем континентам и уголкам планеты, эта гонка не входит ни в одну престижную автоспортивную серию. Она – сама по себе и сама в себе. Победитель определяется просто, как и в любом ралли, – кто доедет из пункта А в пункт Б быстрее, тот и прав. Есть и традиционные для любого ралли скоростные участки (допы), контроли времени. При этом в соревновании могут участвовать не только профессионалы (заводские команды вроде нашего КАМАЗа), так и любители (их число достигает 80%). Не только раллийные автомобили, но и мотоциклы и грузовики – победитель ралли-рейда выявляется в каждом из зачетов.

Стоит ли говорить, что в современных реалиях по Сахаре гоняют разве что самые дерзкие и отважные? Мужество «дакаровцев» давно стало притчей во языцех. И не только потому, что соревнования в африканской пустыне требуют особой выносливости и закалки, а трасса ралли считается одной из сложнейших и интереснейших на планете – как по покрытию, так и по конфигурации. Нередки здесь и трагические аварии – пыль делает свое дело, снижая видимость до критической отметки, а плохая связь лишь усугубляет ситуацию. Так, в прошлом году на «Дакаре» погиб мотоциклист, да и экипаж Владимира Чагина выжил лишь чудом…

Но дело еще и в том, что гонщики, преодолевавшие пустыню Сахара, уже неоднократно оказывались в центре войн между правительственными войсками и местными племенами. Немало гонщиков были убиты бандитами, которые нападали на автокараван ради наживы. Однако еще никогда террористы открыто не угрожали жизням всех гонщиков.

Владимир Чагин рассказывал: «Между Мали и Западной Сахарой постоянно идет война. Наверное, им нравится взрывать друг друга… Сейчас на время гонки трассу на территории боевых действий разминируют. В день, когда мы там проезжаем, отменяются скоростные участки. Все едут аккуратно друг за другом. Раньше были случаи, когда пилоты не могли удержать машину на узкой, свободной от мин, полосе, вылетали за ограждения и подрывались. Поэтому сейчас никто не хочет лишний раз рисковать. В начале 90-х годов были случаи, когда машины, участвовавшие в гонке, попадали под пули. Гибли люди.

«Дакар»  не состоится

Впрочем, у нас нет времени думать об опасности – обстрелах и авариях. Главное – быстрее добраться до финиша, посмотреть таблицу с результатами, чуть передохнуть и снова в путь. Когда кто-то разбивается на трассе, нам обычно сообщают об этом во время вечернего брифинга. В этом случае он начинается с минуты молчания. Конечно, каждый гонщик допускает мысль, что и он мог оказаться на месте разбившегося товарища. Но при этом никто не включает заднюю передачу».

Выступлениями там могут похвастаться, пожалуй, разве что раллийные коллеги из серии IRC – интерконтинентальная серия в прошлом году стартовала в марте именно из Сахары. Что будет в году нынешнему – пока никому неизвестно.

Кстати сказать, после отмены «Дакара» поползли слухи, что в будущем году ралли получит новый маршрут – скажем, в России… В релизе организаторов подчеркивается: «Отмена гонки никак не отразится на будущем Дакара, который остается символом автоспорта». Однако Владимир Самойлов считает, что информация о возможности проведения «Дакара-2009» на территории России вряд ли имеет под собой основания: «Я не думаю, что организаторы гонки пойдут на такой радикальный разрыв с традициями. Это «Дакар»  не состоитсямаловероятно. Реален другой вариант – значительная часть элитных гонщиков, рассчитывавших на участие в «Дакаре-2008», поедут в ралли-рейде «Санкт-Петербург – Пекин», большая часть которого пройдет по территории нашей страны в июне этого года. По крайней мере, они об этом заявляли после отмены «Дакара». Насчет нашей команды могу точно сказать, что участие в этом ралли-рейде значится в планах».

«Дакар» в России? Звучит, конечно, странно. Но с тем, что у нашей страны есть потенциал для самых брутальных ралли-рейдовых соревнований – спорить не станет никто. Между тем, по последним данным, под Москвой все-таки начато строительство трассы для «Формулы 1»… А пока будем надеяться, что отмена «Дакара» – самое неприятное, что могло произойти в автоспортивном мире в этом году!

Официальный текст заявления организаторов "Дакара" – компании A.S.O.:
«После консультаций с французским правительством, – и в частности с Министерством иностранных дел, – и следуя их настойчивым рекомендациям, мы приняли решение отменить гонку, которая должна была пройти с 5 по 20 января по маршруту Лиссабон-Дакар.

Наше решение не могло быть иным – учитывая текущую международную политическую напряженность, убийство четырех французских туристов, организованное "ветвью" Аль-Каеды – террористической организацией Иламик Магриб, – и главное:  прямые угрозы против самой гонки, которые были полученны нами.

Главная задача A.S.O – гарантировать безопасность всех: жителей поселений, где проходит гонка, самих участников гонки, журналистов и всех партнеров. Остается еще раз подчеркнуть – вопрос безопасности никогда не был и не будет для нас предметом компромисса.
Мы решительно осуждаем террористическую угрозу, которая уничтожила год напряженной работы, и сорвала наши обязательства по отношению к участникам. Мы понимаем, что отмена гонки вызовет огромное сожаление в Португалии, Марокко, Мавритании и Сенегале, не считая огромных экономических последствий для всех участников процесса – но несмотря на это продолжим защищать главные спортивные ценности.

Дакар – это символ, а символы ничто не разрушит. Отмена гонки никак не скажется на будущем марафона. И мы готовы в ближайшие месяцы приступить к организации гонки 2009-го года».

Узнать о всех победителях ралли можно в "Википедии", а прочесть о выступлении россиян – здесь.

Поделитесь с друзьями
Adblock
detector