Бензиновый двигатель внутреннего сгорания не может работать без исправной системы зажигания. Она предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах, для чего к электродам свечей подается высокое напряжение, достаточное для образования искрового разряда. Система интегрирована в электрооборудование автомобиля, это его составная часть.
Типы систем зажигания
Применяются три типа таких устройств:
Контактные. В них распределение электричества по цилиндрам и формирование электрических импульсов необходимой длительности возложены на механический прерыватель-распределитель. С помощью катушки зажигания низковольтный сигнал преобразуется в импульс высокого напряжения, достаточный для образования искры.
Бесконтактные. В этом случае используется транзисторный коммутатор, дополненный бесконтактным датчиком импульсов. Эта пара выполняет функции прерывателя. Распределение импульсов по цилиндрам по-прежнему обеспечивает распределитель.
Электронные. У них нет механических контактов и подвижных частей. Управление осуществляет электронное устройство, включенное в единый электронный блок управления двигателем. Такой подход обеспечивает высокую точность искрообразования в камере сгорания двигателя.
Основные элементы системы зажигания
Система, обеспечивающая воспламенение топлива в цилиндрах, состоит из управляющих и исполнительных механизмов. К первым относятся: замок зажигания, прерыватель-распределитель (коммутатор, электронный блок). Ко вторым – источник питания, катушка, высоковольтные провода, свечи. Подробнее о каждом:
Источник питания. Эту функцию выполняет аккумуляторная батарея, которая отдает накопленную энергию при запуске двигателя. На работающем моторе подключается генератор, который обеспечивает энергией электрическую систему автомобиля и заряжает аккумулятор;
Выключатель зажигания. Он нужен для включения и отключения электрической цепи автомобиля и запуска двигателя. Представляет собой механический замок, который управляется ключом. В автомобилях с бесключевым доступом мотор заводится кнопкой;
Устройство управления накоплением энергии. Его назначение – обеспечить необходимую продолжительность искрового разряда. Эту функцию выполняют или прерыватель, или бесконтактная транзисторная система, или электронный блок;
Устройство распределения энергии по цилиндрам. Оно распределяет искру в унисон тактам работы двигателя. В его качестве применяют прерыватель-распределитель либо электронный блок.
Накопитель энергии, или катушка зажигания. Представляет собой трансформатор, преобразующий напряжение бортовой сети в высоковольтное, достаточное для пробоя воздушного зазора между электродами свечей.
Высоковольтные провода. Их задача – транспортировать импульс высокого напряжения от катушки к свечам. В современных автомобилях, на двигатели устанавливают индивидуальные катушки на каждый цилиндр, имеющие прямой контакт со свечой. Так снижаются потери энергии ввиду отсутствия высоковольтных проводов.
Свечи зажигания. Это конструкция с двумя металлическими электродами, изолированными друг от друга слоем керамики, между которыми формируется электрический дуговой разряд. На качество искры влияет величина зазора между электродами.
Перечисленные узлы серьёзно влияют на ездовые характеристики. При неполадках мотор теряет мощность, увеличивается расход топлива, возникают перебои в работе. Особого внимания эти механизмы требуют в зимний период. Необходимо контролировать состояние высоковольтных проводов, контактов прерывателя-распределителя, регулярно менять свечи. Неисправная система зажигания может преподнести неприятный сюрприз, отказавшись заводить двигатель.