Компактные бюджетные электрокары становятся важным сегментом как для городских жителей, так и для сервисов каршеринга и лизинга. Однако подход к разработке и восприятию этих машин в Европе и Китае существенно различается. Мы рассмотрим это на примере новинок 2024 года – Mobilize Duo/ Bento от Renault и Panda Karting/ Knight от Geely.
Renault, прекратив в 2023 году производство своего культового электромобиля Twizy, представила на замену модели Duo и Bento под брендом Mobilize. Эти транспортные средства созданы в первую очередь для каршеринга и подписных сервисов, но также доступны для частных покупателей. Важный аспект европейского подхода – это внимание к экологичности, безопасности и комфорту в условиях плотной городской застройки.
Базовый Mobilize Duo – это двухместный электромобиль с тандемной посадкой, который по своим размерам и концепции напоминает Twizy, но с рядом важных улучшений. Увеличенные габариты (2430 мм в длину и 1300 мм в ширину) делают машину более устойчивой на дороге и комфортной для водителя и пассажира.
Примечательно, что кузов с пластиковыми навесными панелями на 40% состоит из вторичных материалов, а до 95% деталей можно переработать после окончания срока службы. Это важный шаг в сторону устойчивого производства, что особенно актуально для европейского рынка.
Главные недостатки чрезмерно примитивного Twizy были исправлены: у Duo появились полноценные двери со стеклами, электрообогрев лобового стекла и система бесключевого доступа. Водитель теперь в базе получает подушку безопасности, а интерьер стал более продуманным: передняя панель выполнена в стиле «ретро», на ней разместились приборный дисплей и крепление для смартфона.
Микрокар Mobilize Duo доступен в двух версиях. Модель Duo 45 Neo оснащена двигателем мощностью 8 л.с. и развивает скорость до 45 км/ч. Это транспортное средство классифицируется как тяжелый квадрицикл, что позволяет управлять им подросткам с 14 лет. Более мощная версия Duo 80 имеет 10-сильный мотор и максимальную скорость 80 км/ч, что делает её полноценным городским электромобилем. Обе – оснащены батареей емкостью 10,3 кВт*ч, что обеспечивает запас хода по паспорту до 160 км.
Mobilize Bento – это коммерческая версия, предназначенная для небольших перевозок в городской черте. Вместо пассажирского сиденья в фургоне размещен грузовой отсек объемом 649 литров. Bento рассчитан на использование в доставке, каршеринге или других формах бизнеса, где важны компактные размеры и экологичность. Как и Duo, Bento оснащен 10-сильным мотором, но его запас хода несколько меньше – 149 км.
Во Франции Mobilize Duo 45 Neo стоит 9090 евро, а Duo 80 – 10700 евро. В переводе по курсу – от 965 000 и 1 136 000 рублей соответственно. За подогрев сидений, кондиционер и другие опции придется доплачивать.
Если европейские микрокары отличаются экстравагантным внешним видом и экологичностью, то китайские аналоги больше сосредоточены на доступности, технологичности и практичности. Geely представила в 2024 году обновленные модели Panda, которые ориентированы на молодую аудиторию и семейных пользователей.
Внешность автомобиля подчёркивает его ориентированность на молодёжную аудиторию: квадратный компактный кузов с декоративными элементами и круглыми фарами придаёт машине игривый и дружелюбный облик. Визуальная простота скрывает за собой вполне продуманные технические решения и практичные характеристики, которые делают этот электромобиль не просто «игрушкой», а полноценным городским транспортным средством.
Добавлены декоративные вставки на панели, появился новый держатель для крепления телефона и крючок для мелких предметов, что делает салон более практичным. В плане оснащения электромобиль получил модернизированное рулевое колесо, 9,2-дюймовую цифровую панель и 8-дюймовый экран мультимедийной системы, что подчеркивает его технологичность.
Panda Karting оснащен литий-железо-фосфатным аккумулятором ёмкостью 17,03 кВт·ч, что позволяет преодолевать до 210 км на одной зарядке – это значительно больше, чем у европейских конкурентов в данном классе. Важной особенностью является наличие быстрой зарядки постоянным током мощностью до 22 кВт, что позволяет пополнять энергетический запас батареи с 30% до 80% всего за 30 минут.
Geely Panda Karting оснащён двумя подушками безопасности (для водителя и пассажира), что является улучшением по сравнению с предыдущими моделями и некоторыми конкурентами в сегменте. Также в конструкции автомобиля используется усиленный каркас и балки для защиты при боковых ударах, что подчёркивает внимание к безопасности, несмотря на компактные размеры автомобиля.
Этот вариант исполнения предлагает чуть больший набор опций и улучшенные характеристики. Главными изменениями стали «внедорожные» аксессуары.
Модель оснащена ЖК-панелью приборов и центральным тачскрином для управления мультимедийными системами и навигацией. Как и в Panda Karting, здесь также предусмотрены две подушки безопасности.
Обе модели Geely оснащаются электромотором на 41 л.с./110Н*м. Они разгоняются до 100 км/ч и вполне подходят для ежедневных городских поездок. Минимальный дорожный просвет – 175 мм. Объем багажника – от 69 до 800 литров.
Цены Geely Panda Karting и Knight – 45 900 и 53 900 юаней, что в переводе составляет около 628 000 и 736 900 рублей. Эти версии в базе оснащаются светодиодными фарами вместо галогеновых, функциями бесключевого доступа и дистанционного управления, кондиционером, другими опциями.
Отметим отдельно наличие в линейке Geely Panda более доступного варианта исполнения с галогеновыми фарами и одной подушкой безопасности, без камеры заднего вида и с другими упрощениями. Даже в этой комплектации предлагается кондиционер и тачскрин мультимедиа. Цена – 39 900 юаней или около 545 000 руб.
Европейским производителям сложно выживать под натиском китайских конкурентов. Они компенсируют отсутствие хороших технических параметров необычными формами. Но за вычурностью внешнего вида скрываются примитивные решения, направленные на снижение себестоимости:
Первый ряд сидений в Geely Panda
Даже производство этих «европейских» автомобилей перенесено в Африку для снижения затрат. Но даже с учетом всех перечисленных ухищрений цена получилась в 2 раза дороже по сравнению с китайскими микроавтомобилями.