Если обратиться ко времени зарождения турбированных двигателей, на ум сразу приходит легендарный Porsche 911 Turbo и другие автомобили. Но когда же впервые установили турбину на мотоцикл? Ведь мотоциклы с самого начала были очень быстрыми и никакой турбонаддув им, казалось бы, не требовался. Однако стремление использовать турбину не покидало производителей мототехники.
Kawasaki Z1-R TC
Первым турбированным мотоциклом стал Kawasaki Z1-R TC. Разрабатывая этот агрегат, производители стремились поразить общественность, и это им определенно удалось. Мотоцикл получил турбину с регулируемым клапаном сброса нагнетаемого воздуха, что позволяло увеличить давление наддува в 2,5 раза больше оптимального.
При этом байк оснастили литровым двигателем, который был способен развить максимальную мощность 122 лошадиные силы, а также усиленным коленчатым валом и клапанами. А вот что не получил этот мотоцикл, так это гарантию производителя на мотор.
Потенциал силовой установки Kawasaki Z1-R TC превосходил возможности его конструкции. Хотя байк отличался плавным ходом и хорошей управляемостью. Всего с 1978 года было выпушено 500 экземпляров этой модели.
Honda CX500 Turbo
Если компания Kawasaki всегда выпускала поражающие воображение мотоциклы и появление в их линейке турбированного безумства было ожидаемо, то Honda ориентировались на выпуск более спокойной техники. Хотя, как мы сейчас знаем, и эта компания загорелась идеей оснастить свою модель турбонагнеталем.
В качестве базы был выбран Honda CX500. Турбированная версия получила пол-литровый V-образный 2-цилиндровый продольный мотор, который развивал 83 лошадиные силы мощности. При этом атмосферный вариант этого байка достигал лишь 51 л.с. Honda CX500 Turbo мог развить максимальную скорость в 200 км/ч. В турбированной модификации изменения затронули не только силовую установку. Также была усовершенствована задняя подвеска, шасси и тормозная система. Помимо этого модель получила новую симпатичную приборную панель, на которой, помимо прочего, отображалось давление наддува.
Suzuki XN85
Примерно в это же время сборкой турбо-мотоцикла занялась другая японская компания – Suzuki. Спортбайк Suzuki XN85 впервые был выпущен в 1983 году. Мотоцикл получил 4-цилиндровый 8-клапанный мотор объемом 673 куб. см. и турбонагнетатель, что позволяло ему развивать 85 л.с. мощности.
За три года, на протяжении которых производился данный байк, было выпущено свыше тысячи его экземпляров. Модель не поражала мощностью, но демонстрировала хорошую динамику. Турбонагнеталь продолжает использоваться в работе современных мотоциклов. Такие байки выпускают компании Suzuki и Yamaha. Вероятно мы еще увидим новые модели с турбинами. Правда ждать следует не диких монстров, а скорее среднелитровые моторы, которые будут отличаться удобным управлением.
А вот на автомобильном рынке турбонагнетатели используются все чаще. Многие производители начинают производить турбированные модели даже не среднебюджетном рынке, где интересн к ним, казалось бы, не должен быть огромный. Но тем не менее потенциальным покупателям нравится, что за относительно небольшие деньги можно получить элемент драйва, скорости и отзывчивости мотора на «низах».