В России каждый автомобилист обязан иметь полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Стоимость страховки зависит от многих условий и факторов, в том числе от мощности автомобиля, стажа водителя, но это не все. Один из важных факторов, которые влияют на стоимость ОСАГО, коэффициент бонус-малус. Что это такое, от чего зависит размер КБМ и на что влияет, расскажем в этой статье.
Коэффициент бонус-малус
Бонус-малус – это система тарифных коэффициентов, применяемая в страховании. В переводе с латинского означает «хороший-плохой». Данный коэффициент влияет на стоимость страховки в зависимости от страховой истории клиента. В частности, коэффициент бонус-малус применяет при расчете стоимости полиса ОСАГО в России.
Принята эта система коэффициентов с целью поощрить водителей, которые длительное время ездят без происшествий, и, наоборот, наказать тех, кто становится виновником последних. Для аккуратных и внимательных водителей стоимость ОСАГО в соответствии с системой бонус-малус становится ниже и ниже с каждым годом. Виновники же платят больше.
Какой может быть КБМ
Существует 15 классов страхования в зависимости от страховой истории, каждому соответствует свой коэффициент бонус-малус. Максимальный класс – 13. Минимальный – М, далее – 0.
Начинающий автомобилист, который только что получил права, получает 3 класс. Его коэффициент бонус-малус будет равен единице. Если через год этот гражданин не станет виновником дорожно-транспортного происшествия, то его класс повысится на 1 и станет четвертым. Коэффициент для четвертого класса равен – 0,95. То есть с этого момента стоимость полиса ОСАГО становится ниже на 5%. Чем дольше период вождения без происшествий, тем больше скидка на ОСАГО. Для клиентов с тринадцатым классом страхования коэффициент бонус-малус составит 0,5. Это означает, что его полис ОСАГО будет на 50% дешевле. И это максимально возможная скидка.
То как растет страховой класс водителя – понятно. А как же он уменьшается? Уменьшение класса происходит в случае, если во вине автомобилиста произошло происшествие на дороге и его страховая компания выплачивала пострадавшему компенсацию, то есть наступил страховой случай. При наступлении страхового случая класс водителя падает, причем не на один пункт. Например, если водитель тринадцатого класса окажется виновником однажды, то его класс упадет сразу до седьмого, а если дважды – до третьего.
Особенности КБМ на 2020 год
На данный момент единственным достоверным источником информации о количестве страховых случаев каждого гражданина является база Российского союза автомобилистов. Если расчет коэффициента бонус-малус применяется для ОСАГО без ограничений по количеству водителей, то КБМ приравнивают к единице. При оформлении полиса с ограниченным числом лиц, имеющим право на управление конкретным транспортным средством, КБМ присваивается каждому человеку и в итоговый расчет идет КБМ, имеющий наибольшее значение.
Если автомобилист был участником происшествия и был признан пострадавшим, то это никак не отразится на его страховом классе. Так же на расчет КБМ не влияет перерыв в страховании в несколько лет, регион проживания водителя и смена страховщика. Ранее эти факторы также влияли.
Таким образом, самостоятельно рассчитать свой коэффициент бонус-малус не составит никакого труда. Удостовериться в правильности своих расчетов можно используя открытый сайт РСА, процедура полностью бесплатная и показывает достоверную информацию. Необходимо самому следить за КБМ, поскольку часто страховщики могут ошибиться и не засчитать положенную вам скидку в соответствии с системой бонус-малус.