Автомобильное образование: ближайшие перспективы

Минувший июль принес неприятную новость – обучение в автошколах подорожает, а часть из них и вовсе закроется. Согласно инструкции, выложенной на сайте ГИБДД, к 2012 все автошколы должны быть оснащены автоматизированным оборудованием по приему экзаменов. Именно так планируют бороться с «человеческим фактором», читай – пресловутой коррупцией. Уже сегодня эти нормы официально вступили в силу, но пока носят лишь рекомендательный характер. В свою очередь, российские автошколы не торопятся с их внедрением  — слишком дорого и хлопотно…

Новшества

На первый взгляд кажется, что ГИБДД сама рубит сук, на котором сидит, ведь если все новшества воплотятся в жизнь в том виде, как это прописано в заявлении, выложенном на сайте еще весной, почвы для коррупции попросту не будет.

На официальном сайте ГИБДД сказано, что новые экзамены будут состоять из трех частей — теоретической и двух практических. Новшество же заключается в том, что первая практическая часть (площадка) будет проходить на автоматизированном автодроме – на продвинутом автосимуляторе. И только потом водителя в напичканной видеорегистраторами машине допустят на площадку, имитирующую дорогу общего пользования.

Иными словами, вместо инспектора контроль на себя возьмет… компьютер! Читаем: «В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением». А значит, на помощь искусственному разуму придет целый арсенал датчиков и видеокамер, фиксирующих процесс сдачи экзамена. Аналогичным образом можно будет проконтролировать и теоретический экзамен.

Впрочем, совсем без человеческого фактора не обойдется. Во-первых, инспектор будет следить за процессом экзамена через специальный монитор. А вдруг компьютер ошибется? Тогда на помощь придет наш старый знакомый – и, с вашего согласия, уладит все возникшие неувязки ловким нажатием нужной кнопки. Понятно, что на автодроме оценить ваши знания компьютер уже точно не сможет. И здесь компетентную оценку уровня вашей подготовки сможет вынести только человек.

Изменения затронут и саму программу обучения. Отныне каждая автошкола в обязательном порядке будет учитывать эмоциональную и психологическую устойчивость будущего водителя, а также его личностные характеристики: тип темперамента, клонность к риску и авантюре, агрессию и прочее. Именно поэтому новой программой предусмотрено увеличение количества учебного времени, отведенного на практику, до 50 часов. И сегодня автошколы работают уже именно по этой схеме (в жертву принесено изучение устройства автомобиля).

Но и этого мало. Уже в ближайшее время на экзаменах в автошколах начнут присутствовать уполномоченные работники здравоохранения. Им будет поручена проверка медицинских знаний водителей, которые в случае ДТП обязаны прийти на помощь другим участникам движения. Здравое зерно в этом подходе есть: большое число летальных исходов в результате ДТП связаны с несвоевременно оказанной медицинской помощью. Так что такого рода знания лишними точно не будут.

Что это значит для нас с вами? С одной стороны – все замечательно, ведь все мы знаем о коррупционности в рядах ГИБДД. Сколько раз мы слышали драматичные истории о принципиальных учениках, которые отвались сдавать «своими силами» — и были в циничной форме завалены на экзамене. Отныне свою правоту можно будет доказать и опротестовать решение инспектора. Обратная сторона медали — удорожание обучение, которое ощутимо уже сегодня. 

С другой стороны – те, кто платили, будут платить все равно. Полностью исключить «человеческий фактор» нельзя даже при такой автоматизированной форме экзамена. Благо, искусственный разум, способный оценивать не формальную верность ответов при тесте, а реальную адекватность водителя на дороге, еще не изобретен. Так что почва для коррупции по-прежнему есть. И сдавать под прицелом камер будет ой как не просто! Так что есть риск, что сработает принцип: чем суровее требования — тем больше взятки.

Наконец, ГИБДД решает свои задачи. Сегодня за процесс подготовки будущих водителей, прием экзаменов и выдачу водительских удостоверений в России отвечают 3 разнородных ведомства: Минобрнауки, Минтранс и МВД (в лице ГИБДД), и каждая из этих структур имеет свои амбиции. Похоже, ГИБДД силится потеснить конкурентов в вопросе лицензирования автошкол – именно этим и объясняется, что инициатива исходит из автоинспекции.

Проблемы и цифры

Понятно, что на подготовку таких автоматизированных автодромов нужны огромные средства, и далеко не каждая автошкола сможет потянуть такие затраты. Стоимость одного только комплекса, тестирующего психику, составляет около 100 тысяч рублей, тренажер-симулятор вождения обойдется школе уже в 150-200 тысяч рублей, а для того, чтобы оборудовать автодром, понадобится уже 6 миллионов рублей. И эти цифры далеко не окончательные.

При этом из 140 автошкол, действующих сегодня в Петербурге, только 60 имеют спецплощадки для вождения. Однако описанным стандартам ни одна из них не соответствует.  

Пока прием в автошколы идет в прежнем режиме, людей приглашают на обучение, однако его длительность уже выросла с 2,5 до 4 месяцев. Выросла и стоимость обучения, которая сегодня в среднем составляет от 28 до 32 тысяч рублей. Для сравнения: летом обучение длилось 2,5 месяца и стоило всего 23-25 тысяч рублей.

Эксперты расходятся в оценках и прогнозах. Кто-то считает, что ликвидируются до 50% существующих нынче автошкол. Кто-то, напротив, уверен, что новые правила мотивируют существующие автошколы на совместные действия. Вскладчину они смогут построить хотя бы один автодром на город-миллионник.

Сами представители образовательного бизнеса выглядят встревоженными.

Так, генеральный директор крупнейшей питерской автошколы «Светофор» Виктор Догаев отмечает, что районные администрации не торопятся предлагать участки под спецплощадки. «Мы арендуем наш участок площадью 20 на 50 метров больше 15 лет. В прошлом районная администрация перезаключила с нами договор аренды только на 1 год. Теперь, когда срок предыдущего договора истек, нам предлагают покинуть участок», — рассказал Виктор Догаев в интервью сайту fontanka.ru. Вторят ему и коллеги: дескать, городским властям выгоднее отдавать земли под застройку или под автостоянку.

Александр Холодов, председатель Комитета по защите прав автомобилистов, и вовсе полагает: «Построить автодромы по всей стране невозможно. Я уверен, что автошколы не закроются, а приспособятся под новую методику. К примеру, отстроят один общий автодром на Петербург, или, в крайнем случае, все будут просто игнорировать это требование».

Права нового образца

В ближайшее время должна решиться и еще одна насущная проблема автомобильного образования — в России наконец должны появиться водительские удостоверения международного образца с пятью новыми категориями. Как страна-участник Венской конвенции о дорожном движении, Россия должна пойти на этот шаг не позднее 28 марта 2011 года. В противном случае ни одни россиянин не сможет сесть за руль где-либо, кроме России, — даже с так называемыми международными «правами». Последние, по сути, — это заверенный ГИБДД перевод вашего водительского удостоверения.

Права нового образца в переводах нуждаться не будут. По форме это будет все та же пластиковая карточка размером с кредитку. Однако все названия граф на водительском удостоверении будут расположены в строго определенном порядке и непременно продублированы латиницей.

Но самое главное отличие – вместо 5 нынешних категорий (A, B, C, D, E) в новых правах будет 7-12. Число возрастет за счет введения так называемых подкатегорий (А1, В1 и т. д.). Так, отдельный экзамен нужно будет сдавать для вождения мопеда, отдельный — для управления автомобилем с прицепом. При этом от введения подкатегории «квадроцикл» и «малолитражка» российские законодатели вроде бы отказались, равно как и от идеи отдельных прав для тех, кто водит машину только с «автоматом».

Для каждой из новых категорий власти собираются утвердить возрастной ценз (от 16 лет до 21 года), разработать методику по приему экзаменов, а следовательно, подготовить новые программы обучения. Однако что именно уже сделано в этом направлении – пока неясно.

Зато ясно другое – прежде чем эта инициатива будет воплощена на практике, ей предстоит пройти немало инстанций – от Госдумы и правительства РФ, Минобрнауки и ГИБДД, МРЭО и так далее. И хотя в январе главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов заверял, что новые права начнут выдавать уже к концу 2009 года, похоже, процесс затягивается. В любом случае, массовой замены водительских удостоверений не планируется. Получать права нового образца автомобилисты будут только после окончания срока действия старых (или их утери).

А вот за руль мопеда позднее 1 января 2011 года без экзамена в ГИБДД сесть будет уже нельзя.

Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. космонафт-leadaxe

    почвы для коррупции попросту не будет.

    Да я недавно сдавал экзамен в Питере на шоссе революции — круговая коррупция. Есть компьютеры на нем сдаете теорию, но если вы не знаете теорию, то вы можете уплатить денежку, и вас посадят за специализированный компьютер, который даст правильные ответы в любом случае! Притом так называемую "помощь" на экзамене начинают предлагать еще в автошколе притом ни кто-либо, а инструктор — тот самый человек который должен был вас учить ездить, а не ездить так чтоб потом еще помощь понадобилась!

    Ответить
  2. Акинин Дмитрий-DmitryX

    Поживем — увидим.

    Ответить
  3. -orel

    А меня инструктор только ознакомил с системой передачи денег и сказал — что это личное дело каждого, т.к. он одинаково учит и тех, кто сам сдает, и тех, кто платит. А перед экзаменом на последних занятиях ещё и ЦУ давал, на чем не завалиться на практике. Видимо и среди интсрукторов есть как и честные, так и уже корумпированные. 

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector