Двигатель этого автомобиля можно было демонтировать для ремонта в домашних условиях. Советский «Запорожец» пользовался спросом за рубежом, хотя не обеспечивал высокий уровень комфорта и медленно разгонялся. Изучим подробнее интересные факты, которые демонстрируют особенности уникальной малолитражки.
Не секрет, что прообразом «Горбатого Запорожца» был итальянский Fiat 600. Однако ошибочным является предположение о слепом копировании чужих идей. В процессе создания ЗАЗ-965 разработано несколько уникальных прототипов, что помогло утвердить итоговый вариант с уникальными характеристиками.
Несущий кузов создан впервые в советском автопроме с навесными элементами, которые формировали силовой каркас. Внешний вид существенно отличался от итальянского прототипа с двухобъемной компоновкой. «Запорожец» сделан по схеме 2-х дверного седана с характерным выступающим «горбом» моторного отсека. Унифицированы стекла – лобовое и переднее. Остекление дверей дополнено поворотными форточками.
Полностью изменена передняя подвеска. Конструкция с поперечными торсионами обеспечила увеличенный ход и хорошую энергоемкость. Дополнительное демпфирование при поездке по дорогам с плоим покрытиям создавали колеса с увеличенным профилем.
Двигатель с воздушным охлаждением – собственная разработка. На стадии подготовки технического задания особе внимание уделили ремонтопригодности, простоте эксплуатации и обслуживания. В суровых зимних условиях, например, предотвращались проблемы с замерзанием охлаждающей жидкости.
Проблемы в процессе эксплуатации возникали чаще всего по причине перегрева двигателя. Компактный силовой агрегат работал с перегрузкой. Ребра охлаждения на цилиндрах надо было регулярно очищать от загрязнений. Увеличение температуры провоцировали ошибки при настройке угла опережения системы зажигания.
Техническая простота силового агрегата позволяла выполнять ремонтные работы собственными руками без высокой квалификации. При необходимости, двигатель вынимали после демонтажа задней панели кузова. Двое мужчин без чрезмерных усилий могли перенести легкий мотор домой для выполнения ремонта в комфортных условиях.
Спартанские условия в салоне соответствовали стандарту европейских автомобилей бюджетного класса 60-х годов прошлого века. Широкий дверной проем обеспечивал удобный доступ на оба ряда сидений. В отличие от зарубежных аналогов «Запорожец» не был типичной городской малолитражкой. Усовершенствованная подвеска позволяла передвигаться по плохой дороге, не сбрасывая скорость до минимума. Отмеченные преимущества подтверждены достаточно высоким спросом. В социалистических и капиталистических странах продали более 30 тыс. «Запорожцев» этой модели.
В следующем перечне представлены параметры ЗАЗ-965 в комплектации самым мощным мотором:
В годы выпуска цена «Горбатого Запорожца» была эквивалентна 20-ти средним зарплатам. Осенью 2021 года ЗАЗ-965 в хорошем состоянии на вторичном рынке предлагали по цене от 350 тыс. рублей.