Назад в прошлое

Раллийные достижения и провалы времен СССР

Первые соревнования на автомобилях в Советском Союзе организовали энтузиасты. Участие в таких гонках не приносило участникам прибыль и славу. Однако по мере опускания «железного занавеса» в середине 50-х годов прошлого века стали возможны поездки спортсменов за рубеж. Были приняты решения о популяризации достижений отечественного автопрома. Весной 1957 г. в Москве провели официальную гонку международного уровня с участием более 100 экипажей из разных стран. 

История успехов и провалов

Начальный период участия в международных соревнованиях сопровождался множественными проблемами. Плохие результаты подтвердили на практике недостаточную мощность силовых агрегатов «Запорожца», чрезмерный вес «Волги» ГАЗ-21.   

«Запорожцы» не занимали высокие места, но принимали участие в раллийных соревнованиях

Постепенно сильнейшая команда страны была сформирована из «Москвичей» (завод МЗМА, позднее – АЗЛК). Преимущественные показатели обеспечил 4-цилиндровый мотор УЗАМ-412. Последовательной модернизацией мощность силового агрегата увеличили до 150 л. с. Надежность подготовленных автомобилей подтверждена успешным прохождением сложной марафонской трассы по маршруту Лондон – Сидней (16000 км). Советские спортсмены заняли 4-е место в командном зачете. 

Мотор УЗАМ-412

Одним из высших достижений «Москвичей» стало третье место, которое занял литовец Стасис Брундза в 1972 году. Вторую позицию завоевал с большим трудом именитый конкурент Вальер Рерль, выступавший на мощной раллийной версии Ford Capri RS.  

Ford Capri RS 2600

Новый этап развития раллийного спорта обусловлен выпуском «Жигулей». На первых же соревнованиях новый автомобиль опередил «Москвич» и помог гонщику занять второе место в абсолютном зачете. 

Раллийная версия ВАЗ-2101

От серийной модели подготовленный ВАЗ-2101 отличался усиленным каркасом безопасности. Установили другие функциональные компоненты:

  • эффективные амортизаторы Koni;
  • шины Pirelli;
  • надежные карбюраторы Weber.

Второй бензобак обеспечил достаточный запас топлива. 

Лучший автомобильный гонщик СССР Брундза после пересадки на ВАЗ-2103 смог занять первую ступень пьедестала на знаменитой гонке «1000 озер» в Финляндии. Однако постепенно боле мощные иномарки полностью вытеснили советскую технику с первых позиций.  

Кроме технических преимуществ определенное влияние на результаты оказало изменение формата гонок. Прежде раллийные соревнования проводили на протяженных трассах с дальностью более 10000 км. Участки составляли из дорог общего пользования. В таких условиях решающее значение имела надежность техники.

Новые соревнования стали проводить на закрытых трассах с подготовленными скоростными участками. Для победы в таких соревнованиях машины оснащали форсированными двигателями большой мощности. Успех обеспечивали следующие критерии:

  • быстрое ускорение;
  • точность удержания траектории при прохождении сложных участков;
  • высокая максимальная скорость.

В начале 80-х годов окончательно сформировалось убедительное преимущество в управляемости переднеприводных моделей. Даже хорошо подготовленная версия Lada VFTS не могла конкурировать на равных в международных соревнованиях. Последнее значимое высокое место на этом автомобиле советские спортсмены заняли в 1984 году на ралли «Балтика».        

Из серийной «восьмерки» ВАЗ сделали полноприводную машину с двигателем 160 л. с. Однако этого потенциала было недостаточно для обгона автомобилей с 2-кратным превосходством по мощности. Финальную точку поставил запрет FIA на проведение соревнований в группе B. 

Самый мощный (300 л. с.) раллийный автомобиль советского периода – EVA
Поделитесь с друзьями
Автор
Инна