Все мы взрослые дяди и тети имеющие автомобили, когда-то ездили на общественном транспорте, кто-то меньше, кто-то больше. Что было вполне характерно для советского времени, да и для начала 90-х – так это единообразие на дорогах. Практически на всех просторах СНГ от Душанбе до Архангельска часто ездили автобусы одной и той же модели. И зачастую будет приятно освежить память и вспомнить о тех добрых машинах, которые возили утром в школу или на тренировку.
Если вы никогда не пытались балансировать на задней площадке без поручней, если вы не знаете звука «грохочущих» бутылок в автобусе, то вы слишком молоды и можете переходить к следующему автобусу. Впрочем, и этот экземпляр довольно технически интересен для своего времени. Начало 60-х годов, а автобус оборудован двухдиапазонной автоматической коробкой передач и пневматической подвеской. Правда все преимущества коробки нивелировал двигатель, не самый мощный, но чрезвычайно прожорливый. А пневмоподушки часто страдали из-за качества резины и лопались, в итоге автобусы ездили подкошенными. Это самый распространённый городской автобус на территории бывшего СССР, около 200 тысяч экземпляров было выпущено за все время.
Впрочем, если вы родом не из крупного города, то вам более знаком этот автобус. Автомобиль построен по заветам КАВЗ на грузовой основе, а именно на базе ГАЗ-53. Но в отличии от Курганских автобусов был разработан с бескапотной компоновкой. Паз предназначался для сельской местности, где по мнению руководителей важен не комфорт, а ресурс и проходимость. Автобус использовался буквально во всех отраслях жизни. Из-за задней двери автобус по сей день используют в качестве специализированного авто. Но были и положительные предназначения, например, «Пазики», бессменные деревенские школьные автобусы. Производство прекращено в 1989 году, было произведено более 300 тысяч штук. Дело 672го продолжает ПАЗ-3205, который производят по сей день. Концептуально тот же самый автомобиль. Более дешевой и практичной альтернативы в России просто нет. Потому автобус до сих пор покупают.
Несмотря на то, что в 90-х производство микроавтобусов зачахло, их еще очень много оставалось на территории СНГ в начале 2000-х. Благо «Рафик» был построен буквально на базе 24-ой Волги и запчастей хватало с лихвой. В номенклатуре можно встретить около 40 областей применения и модификаций РАФика. Но, пожалуй, одним из самых главных предназначений прибалтийского микроавтобуса было спасение простых граждан. Большинство городских машин скорой помощи были построено именно на его базе. В 90-ых в Прибалтику пришла европейская свобода и завод очень быстро зачах без поставок Горьковских комплектующих. А вот на ГАЗ не расстроились, именно крах РАФ позволил развить модель ГАЗель и выжить старейшему отечественному автомобильному предприятию.
Икарус намного веселее и вместительнее Лиаза. Еще бы, а вы пробовали ездить на ходу в гармошке? А когда автобус поворачивает? Автобус вмещал в себя 180 пассажиров. Да, все равно набивался под завязку, но сидячих мест было куда больше. На данный тип Икарусов ставили большой ассортимент двигателей, в том числе от MAN и DAF. В 90-х венгры для резко обедневшей страны предложили программу ремонтного обновления автобусов. Благодаря этому 280-е пережили трудные времена. 280-ый конечно же очень крут, но самые теплые воспоминания к следующему герою.
Жаркое лето и родители собирают тебя на юг, на море. Вы едете на автовокзал, а потом грузитесь в этого красавца. Огромное счастье сидеть ближе к водительскому месту, чтобы видеть дорогу в широком лобовом остеклении и спидометр. Водители частенько разгоняли этого красавца до 100 километров в час. Да, может быть ЛАЗ-699 тоже мог так разгоняться, но весь салон бы просто оглох. Венгры несмотря на то, что страна была социалистическая, при постройке Икарусов брали от капитализма лучшее. В случае с 256-м это трансмиссия и рулевое управление от ZF. Сегодня можно сказать, что в салоне было довольно шумно. Но убаюкивающий дизельный двигатель просто сказка по сравнению с ревущим бензиновым агрегатом.
Вот, пожалуй, и все, что мы хотели бы отметить в такой ностальгической заметке. Возможно, в ваших населенных пунктах или даже странах были популярные какие-то другие модели общественного транспорта. Была ли в вашей жизни модель автобуса, что запала вам душу или забавная история, связанная с ним? Обязательно расскажите в комментариях!
Комментарии
А где же массовые и легендарные и многими любимые ЛАЗы 695 семейства
вот именно! ЛАЗ-695Н (рейсовый..пригородный) был хороший автобус.
оч нравились "туристы" ЛАЗы 697Н и Р (здесь почему-то не показаны) и 699Р-(особо скоростной). самые классные -автобусы (дальнего следования) были! в ту эпоху.
Не было никакого грохота от мотора в ЛАЗ-697Р,- 699Р. Машины довольно тихие, комфортабельные и скоростные. Сиденья в них удобнее, чем на "Икарусах". Вот попался один раз на экскурсию ЛАЗ-695М выпуска 1973 года, тут -да! Я хоть и впереди сидел, но и 4 динамика не спасали, когда экскурсовод начинал что-то рассказывать по ходу пьесы, скорость снижалась до 80 км/ч, так еще можно было слушать. Машина шла 100-110 км/ч, казалось сейчас преодолеет звуковой барьер))). Чтобы не быть голословным, я помню даже гаражный номер - 3241, 3-й автобусный парк г.Ленинграда. Гос.№ 88-01 ЛЕЧ. Проникся я к "Львам" после этой поездки.
Помню, помню "Икарусы", на которых добирался из Автозаводского района города Горького в Нижегородский район города, где учился. Автобус отличный, вместительный, но пассажиропоток был великоват. Сейчас в городе метро, все нормализовалось.
Лаз 677 нравился больше Икаруса!
Особенно зимой - он намного теплее был!
А мальчишками на задней площадке постоянно стояли.
В гармошке было прикольно на поворотной платформа.
За 50 лет работы за рулем работал на всем этом траспорте и даже больше, из всех самый лучший Икарус 256.
ЛИАЗ - 677 - скотовоз в народе , жрал в среднем 50 - 60 литров !!!!!!!!!!! С импортным задним мостом RABA MAN , на Икарусе вообще не морочились - хочешь надежно возьми все немецкое : движки MAN,DAF ,MERS ( CUMMINS ) . Коробки ZF и тд поэтому и хорош был . СВАРЗ
От капитализма лучшее? А у капитализма разве есть положительные качества? Уже почти 30 лет у нас капитализм, а ни одного положительного момента в нем не увидел.
Евгений полностью с тобой согласен!
Это все жуткие тоталитарные модели.