27-28 августа 2009 года в рамках автомобильной выставки прошла 2-я Профессиональная конференция российских автомобильных дилеров. В непростые для всех времена представители крупнейших дилерских групп, различных ассоциаций и госучреждений, эксперты автобизнеса собрались, чтобы обсудить текущие тенденции и попытаться спрогнозировать развитие ситуации. В состав спикеров конференции вошли представители компаний «Рольф», «Автомир», Genser, CERCA и ряда других. Организатором конференции вновь выступила Ассоциация Российских Автомобильных Дилеров (РОАД).
Эксперты сегодня сходятся во мнении: в связи с нестабильной экономической ситуацией в последнее время наметилось две тенденции. С одной стороны, автомобилисты все реже задумываются о смене автомобиля, откладывая визит в автосалон на неопределенный срок. С другой, если покупка нового автомобиля все-таки назрела, выбор будет сделан в пользу бюджетной марки. Если же прислушаться к мнениям аналитиков, которые активно множатся в СМИ, нас ожидает вторая волна кризиса, которая смоет до 30-40% компаний, занятых в автобизнесе, — речь идет и о страховщиках, и о дилерах.
В этой связи всех нас волнуют несколько вопросов, ответы на которые сообща искали участники конференции. Cвое мнение по этим вопросам высказал в интервью порталу Auto-Dealer.ru Александр Карпович, управляющий директор одного из дилерских центров Санкт-Петербурга. Приводим краткую выжимку из его ответов.
Стоит ли автобизнесу опасаться «второй волны» кризиса?
Эксперты едины по этому вопросу: к сожалению, да. Платежеспособность населения продолжает падать, и ни одна отрасль экономики не может похвастаться стабильными показателями. В случае наступления осенней волны кризиса автобизнес вновь окажется на линии огня – в первую очередь экономить население будет на покупке нового автомобиля. Впрочем, нынешняя ситуация настолько уникальна, что каких-то общих для всех рецептов выживания попросту нет. Оптимальный путь – расширять спектр услуг для покупателей и работать над повышением их качества, что позволит сохранить лояльность клиентов.
Как долго продлится эта ситуация?
Достаточно долго. Первая волна кризиса прошла сравнительно мягко – панические ожидания так и не трансформировались в реальные результаты, количество дилеров сократилось несущественно. Однако произошла псевдооптимизация – сокращение персонала и заработных плат сотрудников, в том числе и занятых в сфере продаж. При этом сами принципы бизнес-процессов имениям не подверглись, оставшись, в большинстве случаев, неэффективными.
Изменится ли число автодилеров в масштабах страны?
Да, безусловно, банкротства и поглощения неизбежны. Новые цены 2009 года однозначно шокируют рынок – чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в прайс-лист любой новой массовой модели. Поэтому всем участникам рынка придется идти на уступки покупателям, хотя и не все себе смогут это позволить. Поэтому банкротства неизбежны.
Однако резкого сокращения все-таки не будет, скорее вероятен сценарий «дружественных поглощений» — покупка готового бизнеса по рыночной или даже более высокой цене. До конца года в среднем по стране число дилеров сократится на 10-15%. 2010 год будет для автобизнеса самым тяжелым. И лишь в 2011 году, если ситуация будет развиваться по наиболее вероятному сценарию, – начнется постепенный рост продаж.
Ну а новый период активности рынка следует ожидать не раньше 2012-2014 гг.
Будут ли новые компании входить в бизнес в ближайшее время?
Скорее всего, нет. «Запуск с нуля» в текущей ситуации неоправдан. Удобнее и эффективнее купить уже работающий бизнес и провести «перезагрузку», сменив верхушку менеджмента и перестроив некоторые процессы управления. Интересно, что по ряду популярных марок дилерство сегодня не получить ни при каких вложениях, что связано с защитой финансовых интересов уже действующей дилерской сети. И подобная политика импортеров оправдана далеко не во всех случаях – когда дилерские центры (а соответственно, и сервисные площадки) расположены в неудобных для клиента района, это не добавляет лояльности всему бренду в целом… Так что и вливание «свежей» крови было бы оправдано.
Если же новые игроки и будут появляться – то, скорее всего, в премиум-сегменте, где сейчас налицо тенденция снижения требований к дилерам. Однако и это маловероятно – сегодня премиум-дилеры балансируют на грани убыточности…
Какие автомобильные марки сегодня наиболее востребованы?
Сегодня более-менее неплохо чувствуют себя корейские бренды, а также ценовой сегмент до 500 тыс. рублей, независимо от страны-производителя. «Премиальная» группа хотя и не демонстрирует ощутимого падения, но все равно испытывает серьезные проблемы. В основном это связано со стоимостью единицы продукции — сам процесс продажи требует немалых оборотных средств. Уже не помогает и местная сборка, поэтому некоторые импортеры, чтобы попасть в обозначенную группу, идут на неожиданные меры, возобновляя ввоз уже снятых с продажи моделей — речь, конечно же, о Mitsubishi.
Многим компаниям удавалось удержать уровень продаж за счет нераспроданных автомобилей 2008 года. Однако распродажу когда-то придется заканчивать и учиться продавать и работать по-новому, уже с новым прайс-листом. И здесь как раз наступает время той самой оптимизации бизнес-процессов — необходимо вспомнить о сервисных услугах, ведь срок владения автомобилей увеличиться как минимум на 2-3 года. Это и есть сервисный потенциал для дилерских сетей и главный способ их выживания в обозримом будущем…
Впервые специализированная конференция «РОСАВТОДИЛЕР» была проведена в России 27 августа 2008 года в рамках Московского международного автосалона в МВЦ «Крокус Экспо». В конференции приняли участие более 360 специалистов отрасли.
Да, мрачно мрачно… :(
:exclaim::exclaim:
Можно ли узнать о территориальных сдвигах автомобилестроения в России?:exclaim:
просьба ответить письмом или дать ссылку на нужный ресурс…плиззз
Не совсем понял вопрос. Вы хотитет узнать, где, по нашему мнению, будет налажена сборка комплектующих? Или отверточная сборка авто? Есть вот такая инфа, например http://www.autostat.ru/issl.asp?n=117