Перспективы автобизнеса в России

27-28 августа 2009 года в рамках автомобильной выставки прошла 2-я Профессиональная конференция российских автомобильных дилеров. В непростые для всех времена представители крупнейших дилерских групп, различных ассоциаций и госучреждений, эксперты автобизнеса собрались, чтобы обсудить текущие тенденции и попытаться спрогнозировать развитие ситуации. В состав спикеров конференции вошли представители компаний «Рольф», «Автомир», Genser, CERCA и ряда других. Организатором конференции вновь выступила Ассоциация Российских Автомобильных Дилеров (РОАД).

Перспективы автобизнеса в РоссииЭксперты сегодня сходятся во мнении: в связи с нестабильной экономической ситуацией в последнее время наметилось две тенденции. С одной стороны, автомобилисты все реже задумываются о смене автомобиля, откладывая визит в автосалон на неопределенный срок. С другой, если покупка нового автомобиля все-таки назрела, выбор будет сделан в пользу бюджетной марки. Если же прислушаться к мнениям аналитиков, которые активно множатся в СМИ, нас ожидает вторая волна кризиса, которая смоет до 30-40% компаний, занятых в автобизнесе, — речь идет и о страховщиках, и о дилерах.

В этой связи всех нас волнуют несколько вопросов, ответы на которые сообща искали участники конференции. Cвое мнение по этим вопросам высказал в интервью порталу Auto-Dealer.ru Александр Карпович, управляющий директор одного из дилерских центров Санкт-Петербурга. Приводим краткую выжимку из его ответов.

Стоит ли автобизнесу опасаться «второй волны» кризиса?

Эксперты едины по этому вопросу: к сожалению, да. Платежеспособность населения продолжает падать, и ни одна отрасль экономики не может похвастаться стабильными показателями. В случае наступления осенней волны кризиса автобизнес вновь окажется на линии огня – в первую очередь экономить население будет на покупке нового автомобиля. Впрочем, нынешняя ситуация настолько уникальна, что каких-то общих для всех рецептов выживания попросту нет. Оптимальный путь – расширять спектр услуг для покупателей и работать над повышением их качества, что позволит сохранить лояльность клиентов.

Как долго продлится эта ситуация?

Достаточно долго. Первая волна кризиса прошла сравнительно мягко – панические ожидания так и не трансформировались в реальные результаты, количество дилеров сократилось несущественно. Однако произошла псевдооптимизация – сокращение персонала и заработных плат сотрудников, в том числе и занятых в сфере продаж. При этом сами принципы бизнес-процессов имениям не подверглись, оставшись, в большинстве случаев, неэффективными.

Перспективы автобизнеса в РоссииИзменится ли число автодилеров в масштабах страны?

Да, безусловно, банкротства и поглощения неизбежны. Новые цены 2009 года однозначно шокируют рынок – чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в прайс-лист любой новой массовой модели. Поэтому всем участникам рынка придется идти на уступки покупателям, хотя и не все себе смогут это позволить. Поэтому банкротства неизбежны.

Однако резкого сокращения все-таки не будет, скорее вероятен сценарий «дружественных поглощений» — покупка готового бизнеса по рыночной или даже более высокой цене. До конца года в среднем по стране число дилеров сократится на 10-15%. 2010 год будет для автобизнеса самым тяжелым. И лишь в 2011 году, если ситуация будет развиваться по наиболее вероятному сценарию, – начнется постепенный рост продаж.

Ну а новый период активности рынка следует ожидать не раньше 2012-2014 гг.

Будут ли новые компании входить в бизнес в ближайшее время?

Скорее всего, нет. «Запуск с нуля» в текущей ситуации неоправдан. Удобнее и эффективнее купить уже работающий бизнес и провести «перезагрузку», сменив верхушку менеджмента и перестроив некоторые процессы управления. Интересно, что по ряду популярных марок дилерство сегодня не получить ни при каких вложениях, что связано с защитой финансовых интересов уже действующей дилерской сети. И подобная политика импортеров оправдана далеко не во всех случаях – когда дилерские центры (а соответственно, и сервисные площадки) расположены в неудобных для клиента района, это не добавляет лояльности всему бренду в целом… Так что и вливание «свежей» крови было бы оправдано.

Если же новые игроки и будут появляться – то, скорее всего, в премиум-сегменте, где сейчас налицо тенденция снижения требований к дилерам. Однако и это маловероятно – сегодня премиум-дилеры балансируют на грани убыточности…

Перспективы автобизнеса в РоссииКакие автомобильные марки сегодня наиболее востребованы?

Сегодня более-менее неплохо чувствуют себя корейские бренды, а также ценовой сегмент до 500 тыс. рублей, независимо от страны-производителя. «Премиальная» группа хотя и не демонстрирует ощутимого падения, но все равно испытывает серьезные проблемы. В основном это связано со стоимостью единицы продукции — сам процесс продажи требует немалых оборотных средств. Уже не помогает и местная сборка, поэтому некоторые импортеры, чтобы попасть в обозначенную группу, идут на неожиданные меры, возобновляя ввоз уже снятых с продажи моделей — речь, конечно же, о Mitsubishi.

Многим компаниям удавалось удержать уровень продаж за счет нераспроданных автомобилей 2008 года. Однако распродажу когда-то придется заканчивать и учиться продавать и работать по-новому, уже с новым прайс-листом. И здесь как раз наступает время той самой оптимизации бизнес-процессов — необходимо вспомнить о сервисных услугах, ведь срок владения автомобилей увеличиться как минимум на 2-3 года. Это и есть сервисный потенциал для дилерских сетей и главный способ их выживания в обозримом будущем…

Впервые специализированная конференция «РОСАВТОДИЛЕР» была проведена в России 27 августа 2008 года в рамках Московского международного автосалона в МВЦ «Крокус Экспо». В конференции приняли участие более 360 специалистов отрасли.

Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. Акинин Дмитрий-DmitryX

    Да, мрачно мрачно… :(

    Ответить
  2. -rammstein

    :exclaim::exclaim:

    Можно ли узнать о территориальных сдвигах автомобилестроения в России?:exclaim:

    Ответить
  3. -rammstein

    rammstein:
    Можно ли узнать о территориальных сдвигах автомобилестроения в России? #

     просьба ответить письмом или дать ссылку на нужный ресурс…плиззз

    Ответить
  4. Khrabrov-Khrabrov

    Не совсем понял вопрос. Вы хотитет узнать, где, по нашему мнению, будет налажена сборка комплектующих? Или отверточная сборка авто? Есть вот такая инфа, например http://www.autostat.ru/issl.asp?n=117

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector