На днях Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала информацию об объеме продаж новых автомобилей в России в период с января по апрель текущего года. Информация пока неутешительная: за первые четыре месяца 2009 года продажи сократились на 44%, а в апреле – аж на 53%! По объему рынка Россия оказалась на пятом месте, тогда как в других странах ситуация не столь критична, а Китай и вовсе демонстрирует положительную динамику.
Клиническая картина
С убытками квартал заканчивают практически все. Исключения скорее носят штучный и комический характер: с «плюсом» в минувшем месяце вышли всего 4 производителя: Volkswagen, Citroen, Seat и Hummer. Однако доля в общем количестве продаж последних трех брендов ничтожно мала. Ну а в лидерах традиционно Chevrolet, Ford, Nissan и Hyundai. Если же говорить о моделях, то наиболее интересную ценовую и кредитную политику предлагает Ford Focus, возглавивший продажные чарты.
Похоже, пока не оправдывает себя и программа льготного кредитования – в кредит покупались более дорогие автомобили. За месяц предложением государства воспользовались только 11,8 тыс. желающих – в пределах страны цифра мизерная. Именно поэтому верхнюю планку в ближайшее время поднимут выше 350 тыс, а значит, «льготный статус» получат и более дорогие авто. С тем, конечно, условием, что сам АвтоТАЗ АвтоВАЗ не взвинтит ценник.
Как раз подоспеет и новый универсал Приора, который, как ожидается, станет самым дорогим автомобилем в линейке АвтоВАЗа. Впрочем, если сумма в 2 млрд., выделенная на эту программу (в общей сложности на 150 тыс. кредитов), не будет пересмотрена, то раздать все удастся в течение года. Да и положительная динамика все-таки есть: за прошедший месяц спрос на АвтоТАЗы АвтоВАЗы вырос на 10-20%, на Renault Logan – на 15%.
Параллельно с этим развиваются и собственные программы дистрибьюторов, ярким примером которых может служить, скажем, Nissan Finance и Kia Bank. Оно и понятно: японский и корейский автопром терпит от кризиса самые большие убытки. Главная цель этих программ – заманить клиентов и убедить их, что на льготных условиях можно покупать не только самые дешевые автомобили. Однако пока радикально ситуацию переломить не удается.
Самые ожидаемые новинки лета-осени 2009 года
В этом смысле интересно посмотреть, какие новинки ожидают наш рынок в ближайшее время и какие из них действительно имеют шансы на успех.
Тем более, что к лету подоспеют несколько действительно значимых премьер.
Одна из самых значимых – новое поколение Toyota Avensis. Пока трудно сказать, насколько хороша машина – фотографии демонстрируют типичный современный японский седан, главное достоинство которого – новизна. Двигатели, как обычно, слабенькие: 1,8-литровый мощностью 147 л. с. и 2-литровый Valvematic, выдающий 152 л. с. Но что самое печальное – базовая цена окажется на уровне Camry. И если стоимость базовой и пустой версии 1.8 МКП Комфорт Плюс еще в переделах разумного — — 860 000 руб, то прилично оснащенная машина 2.0 Multidrive-S Престиж — обойдется уже в 1 224 000 руб.
В июне дилеры ожидают появления первых машин главной модели и родоначальника гольф-класса – VW Golf VI, собранные на заводе Volkswagen в Калуге, поступят к российским дилерам.
Поначалу в России автомобиль будет выпускаться лишь в одной комплектации – Trendline. Автомобиль оснастят 1.6-литровым 102-сильным мотором, агрегатируемым по умолчанию с 5-ступенчатой механической трансмиссией. В качестве опции будет доступен и 7-ступенчатая коробка DSG. Другие модификации Volkswagen Golf VI, приправленные двумя 1,4-литровыми турбодвигателями TSI, в Россию будут импортироваться. Впрочем, в перспективе эти модификации тоже перекочуют на калужский конвейер. О цене пока остается только гадать, но не нужно быть Нострадамусом, чтобы догадаться: цифра подберется к отметке в миллион рублей…
Обойти вниманием нельзя и новую Mazda 3, которая ожидается не раньше осени, а то и к зиме. По мнению журналистов, уже получивших возможность испытать новинку за рубежом, в новой генерации «матрешка» стала спокойнее, избавившись от двух главных неврозов: плохой шумоизоляции и бесконечных вибраций двигателя. Однако и вместе с ними потеряла и часть харизмы, став более понятной и более похожей на всех. Моторов планируется два: 1,6 и 2 литра, 105 и 150 л.с. Второй, конечно же, предназначен для азартной езды, если таковая удастся. Что касается ценовой политики на самую популярную модель Mazda, то о ней говорить можно будет не раньше лета.
Ближе к концу июля, если прогнозируемое банкротство GM не нарушит этих планов, появится и другая знаменательная новинка в С-классе – Chevrolet Cruze. Американцы пошли по пути немецких коллег из VW и в настоящее время готовят эту модель к запуску в производство на заводе в Шушарах. Машина придет на смену популярной, но уже устаревающей Chevrolet Lacetti, которая в последние годы успешно конкурирует с Ford Focus. Брутальная внешность делает автомобиль действительно ярким, а качественная проработка интерьера побуждает назвать Chevrolet Cruze младшим родственником Opel Insignia.
Первоначально, кстати, американский концерн планировал организовать импорт модели Cruze в Россию, но затем руководство компании приняло разумное в сложившихся условиях решение продавать в России модель Cruze местной сборки. Предположительно на модель будут доступны три мотора — 1.6-литровый мощностью 113 лошадей, 1.8-литровый 141-сильный и самый взрослый агрегат – 2 литра и 150 сил… Кстати, для Круза в загашниках GM имеется и дефорсированный двухлитровый вариант со смешной мощностью 125 л.с. – искренне хочется верить, что нам такого предлагать не собираются.
Российский ценник и комплектации пока не объявлены, но Европе минимальная цена составляет всего 15 825 долларов.
В стороне от громких премьер не останется и сам Opel, в планах которого – покорение российского рынка с новым поколением Opel Astra. Правда, до России машина доберется не раньше осени, а то и вовсе к концу года. Построенная на платформе Delta от GM (аналогичную используют моделями Cruze и Volt), новая Astra порадует поклонников марки ярким дизайном экстерьера – опять же в духе Insignia. Базовым агрегатом нового поколения модели станет 1.4-литровый бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами и диапазоном мощности от 120 л.с. до 140 л.с. Ценителям скорости будет доступна и версия с турбиной — это 1.6-литровый мотор мощностью 180 л.с. Ну а позже появится и непременная OPC с заряженным двухлитровым турбомотором.
Понятно, что о российских ценах говорить еще рано.
Из ярких новинок премиум-сегмента нельзя не упомянуть о BMW 5 Series GT – странной модели, которую очень трудно классифицировать в какой-то определенный сегмент. Проще сказать, что именно по этому полухэчбеку, полуседану – последнему творению Криса Бэнгла, можно представить, как будет выглядеть будущее поколение пятой серии. По крайней мере, в определенных ракурсах.
Кузов, силовые агрегаты и колесную базу новая люксовая модель, очевидно, позаимствовала у «семерки», а своим дизайнерским решением обязана скорее новому Х6, хотя и здесь можно встретить заимствованные у более дорогой и роскошной модели решения. Первые серийные GT-концепты будут оборудованы 6-цилиндровыми двигателями и приводом на заднюю ось, чуть позже ожидается появление версии с V8 и системой полного привода. Понятно, что двигатели будут только турбированные и только мощные. На кого рассчитано это творение инженерной и дизайнерской мысли – пока не поясняется. Также ничего неизвестно и о ценах на 5 Series Gran Turismo. Ясно одно: они будут заоблачными.
В компактном сегменте выстрелить обещает Hyundai i20 – хэтчбек класса B, который придет на смену «ветерану» Getz. О внешности «новинки» сказать особо нечего: этот тот же i30, только существенно меньших размеров и еще более бюджетный. В движение машину будут приводить незамысловатые силовые агрегаты объемом от 1,2 до 1,6 литра, мощностью 78-126 л.с. Впрочем, для России возможно специальное предложение: как и в случае с Ford Fusion, машины будут некоторое время продаваться параллельно.
Погоду в сегменте брутальных кроссоверов тоже будут делать корейцы – на этот раз из Kia. Внедорожник от корейского производителя, известный на американском рынке как Borrego, будет продаваться в России под названиемKia Мohave уже в июле 2009 года. Кстати сказать, представлен на нашем рынке он был еще в августе прошлого года — на Московском международном салоне.
Созданный специально для Штатов, этот кроссовер в европейских странах и в России будет рассматриваться в качестве полноразмерного: автомобиль насчитывает три ряда сидений и вмещает семь человек. На российском рынке Kia Mohave будет доступен с двумя бензиновыми двигателями: 4,6-литровым восьмицилиндровым (мощностью 340 л.с.) и 3,8-литровым шестицилиндровым (мощностью 274 л.с.) — а также с трехлитровым дизельным мотором мощностью 250 л.с.
Стоимость базовой комплектации в США составляет порядка $26 тысяч, а вот в России, по предварительным данным, она может достигнуть $60 тысяч. Впрочем, точно о российских ценах пока ничего неизвестно, а вот в числе конкурентов – не только Mazda CX-9 и Honda Pilot, но и «родственный» Hyundai ix55.
К осени в Россию доберется и другой кроссовер – на этот раз компактный и дешевый. Речь, конечно, о Skoda Yeti. Под капотом новинки разместятся экономичные двигатели с турбонаддувом. На выбор предлагаются два бензиновых и три дизельных мотора: в базовой модели (с приводом на передние колеса) бензиновый 4-х цилиндровый двигатель объемом 1,2 л выдает 77 кВт (105 л.с.) благодаря мощному турбонагнетателю. В числе главных конкурентов – недавно вышедший на российский рынок Kia Soul. А вот о цене пока ничего неизвестно, остается лишь надеться, что цифры будут в пределах того же Соула – т.е. 600 тыс. рублей.
Диагноз и прогноз
Впрочем, эксперты сходятся во мнении: эффективность продаж зависит не только от успешности или неуспешности модели, но и от политики дистрибьютора. На проходившем вчера круглом столе, организованном издательским домом «Коммерсантъ», об этом говорил Михаил Шевельков, директор по продажам компании Аларм-Моторс. В отличие от японских конкурентов, Ford плавно повышал цены в течение первых месяцев года, и уже в феврале прошлогодние автомобили были распроданы. В то же время Mitsubishi, по мнению Дениса Сермягина, генерального директора автоцентра Автомир-Митсубиси, по той же причине оказались в числе аутсайдеров.
Пермиум-сегмент сегодня демонстрирует относительное благополучие, а BMW и Audi вовсе закрывают первый квартал с плюсом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во многом за счет того, что этим брендам удалось отсрочить подорожание на модельный ряд 2009 года. Cadillac, Hummer, Seat распродают машины 2008 года, скопившиеся у импортеров. Но уже в скором будущем стоимость автомобилей вынуждены пересмотреть все, а дорогие машины на складах тех премиум-брендов, которые долгое время сдерживали цены, рано или поздно закончатся.
Что же делать тогда? Семь из десяти самых продаваемых моделей уже сегодня производятся на территории России. Цель ясна: экономия на издержках и обход «заградительных таможенных пошлин». Но и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Скажем, GM в процессе уже столкнулись с ростом инфляции, стоимости жизни и, следовательно, удорожанием рабочей силы. А значит, наладить процесс стало дороже — на 15-20%.
И эта проблема касается не только GM.
Эксперты видят два выхода. Так, генеральный директор ООО «Джи Эм Авто» Ханс Юрген Мишель говорил на той же встрече об унификации. По его мысли, конвейер должен стать «предельно универсальным, позволяющим выпускать одновременно до пяти моделей на одной платформе, что позволит не только оптимизировать затраты, но и гибко реагировать на изменение спроса».
Еще один вариант выхода из сложившейся ситуации – сотрудничество российских производителей автокомпонентов с зарубежными компаниями.
Наконец, третий вариант связан с господдержкой. Государство уже субсидирует кредитование – однако пока под статью о «льготных кредитах попадают» только самые дешевые, как правило, чисто отечественные автомобили. А если расширить их список всеми производимыми на территории РФ автомобили – скажем, стоимостью до миллиона?
Комментарии
Да, если новинка придется не ко времени - хрен пойдут продажи! Фольксваген все правильно делает - нужно в России собирать
До этого уже все доперли)) странно, что они только счас спохватились)