Все об утилизации автомобилей

В последнее время общество активно обсуждает масштабный эксперимент государства, направленный на обновление российского автопарка. Публикуем подборку самых актуальных вопросов и ответов по теме.

Зачем нужно утилизировать автомобили?

Статистика МВД России свидетельствует о том, что половина эксплуатируемых в стране автомобилей старше 10 лет, а количество брошенных на городских улицах, дворах и пустырях машин достигает по скромным оценкам 400 000 единиц.

В то же время опыт Германии, авторынок которой, по итогам 2009, демонстрировал неуклонный рост, свидетельствует: утилизировать автомобили не только надо, но и выгодно. Двойная выгода налицо: государство решает и проблему утилизации автомобильного хлама, и «двигает» вперед показатели продаж новых автомобилей, а покупатель получает весьма неплохую скидку на покупку «свежей» машины. Судя по статистике продаж, многие автомобилисты поспешили воспользоваться такой госпомощью, на предоставление которой немецкое правительство решило выделить 5 млрд. евро вместо 1,5 млрд. предусмотренных ранее.

Предлагаемые правительством меры по утилизации автомобилей позволят не только снизить вред, наносимый брошенными автомобилями окружающей среде, но и благотворно повлияют на оживление потребительского спроса на автомобильном рынке страны, а также создадут в России «мощную структуру по переработке АТС». Стоит отметить, что в других странах ресайклинг авто давно уже доведен до высокого промышленного уровня и является отнюдь не убыточным процессом, а приносящей доход государству отраслью экономики.

Срок действия и условия программы

В марте 2009 года в Тольятти прошло совещание, на котором премьер В. В. Путин выдал Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития поручение начать разработку стратегии дальнейшего развития авторынка России. В числе мер, направленных на оживление рынка, значились также и премии за утилизацию легковых авто возрастом более 10 лет.

Чуть менее года понадобилось Минпромторгу на раскачку. И вот, с начала 2010 года началось внедрение экспериментальной программы, судьба которой определит будущее всего предприятия.

Эксперимент по стимулированию продаж новых легковых машин за счет утилизации старых пройдет в России с 8 марта по 1 ноября этого года. В рамках программы каждому владельцу старой машины предлагается сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового авто.

Поскольку программа в ее нынешнем виде проводится государством в порядке эксперимента, количество принимаемых по этой программе автомобилей ограничено. В общей сложности, под Программу утилизации государством выделено 10 млрд. рублей.
 

Задачи, для решения которых разработана Программа утилизации старых автомобилей, — это «сокращение доли представляющих потенциальную опасность на дорогах и неэкологичных автомобилей, возраст которых превышает 10 лет, и стимулирование потребительского спроса на новые автомобили отечественного производства».

Основные требования к авто, которые предусматривает программа утилизации старых автомобилей, следующие:

— возраст транспортного средства — не менее 10 лет;

— автомобиль легковой или коммерческий массой до 3-х с половиной тонн;

— хозяин машины должен быть её владельцем не менее 1 года;

— автомобиль должен быть полнокоплектным (что это значит — см. ниже).

Подробно условия программы описаны здесь.

Как российские чиновники перенимают опыт зарубежных коллег? С какими проблемами столкнулись в ходе эксперимента? Что сделано хорошо, а что – не очень?

По предварительным подсчетам, развитие в России инфраструктуры утилизации авто обойдется стране минимум в 25 млрд. рублей. Но мало просто найти деньги. Пока непонятно, кому вменять в обязанность платить за создание «мощной структуры по переработке АСТ». Если автопроизводителю, то ответным шагом с его стороны станет увеличение стоимости производимых авто. Кроме финансирования здесь необходима также серьезная законодательная база, на создание которой потребуется время.

В других странах ресайклинг авто давно уже доведен до высокого промышленного уровня и является отнюдь не убыточным процессом, а приносящей доход государству отраслью экономики.

В любом случае от государства требуются системные, долгосрочные и, главное, последовательные, а не разрозненные, меры, объединяющие как программы по утилизации, так и выгодные кредитные предложения. Понимая это, правительство РФ на прошлой неделе заявило о пролонгации программы льготного кредитования на 2010 год.

Как россияне отреагировали на программу?

Согласно данным Всероссийского центра общественного мнения, принять участие в программе утилизации старых автомобилей готовы лишь 41% россиян, попадающих под действие программы утилизации и планирующих покупку нового автомобиля. В первую очередь это владельцы подержанных автомобилей отечественного производства. 59% опрошенных считают условия программы неприемлемыми для себя. 

Большинство «недовольных» — владельцы подержанных иномарок. В качестве главных причин отказа выступают неподходящие условия программы (37%) и недоверие к правительственным программам вообще (30%). 14% россияне не готовы пойти на обмен из-за отсутствия информации. 13% респондентов назвали в качестве причины отказа недоверие к дилерам-участникам программы.

Все об утилизации автомобилей 

РИА Новости сообщает о том, что наибольшее несогласие российских автовладельцев (69%) из всех пунктов программы вызвало положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить три тысячи рублей.

Больше всего интереса проявляют к программе собственники подержанных иномарок (54% от владельцев таких машин) и обеспеченные респонденты (62% от респондентов с высоким уровнем дохода). Причем лучше всего о программе информированы жители нестоличных регионов.

Адекватна ли сумма 50 000 рублей?

Большинство недовольных условиями государственной программы, конечно же, не готовы утилизировать автомобиль за 50 000 рублей. Понимая это, некоторые чиновники даже поторопились расщедриться. Так, администрация Нижегородской области 13 февраля сделала заявление, что готово пойти навстречу автолюбителям и выплачивать владельцам, сдавшим автомобиль в утиль по государственной программе утилизации, дополнительные 50 000 рублей.

Правда, в этом щедром предложении есть один нюанс: дополнительная скидка в 50 000 рублей распространяется только на покупку автомобиля, выпущенного на территории региона.

Адекватна ли эта сумма? Вопрос спорный, но можно сравнить: в Словакии за подержанную машину дают 1 тысячу евро, в Германии 2,5 тысячи, во Франции – от 1 до 5 тысяч евро.

К сожалению, Под шумок разговоров о старте государственной программы по утилизации автомобилей в понедельник АвтоВАЗ объявил о том, что поднимает цены на свою продукцию в среднем на 2%, пишет газета «Ведомости». Меньше всего подорожание затронет так называемую «классику» — она подорожает в среднем на 1%. А вот «люксовые» версии Kalina и Priora вырастут в цене на 3%. А ведь именно на поддержку АвтоВАЗа направлена экспериментальная программа.

Впрочем, справедливости ради отметим, что правительство не стало заламывать руки зарубежным производителям и включила в список автомобилей, на которые дадут скидку по программе утилизации, модели различных производителей. Общее у них одно – все производятся на территории РФ.

В ответах частично использованы материалы данной статьи

Комментарии

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector