Рубрика Автодилеры

Что будет с российским авторынком в 2010 году: комментарий эксперта

Большинство автомобильных компаний остерегается давать какие-то прогнозы финансовых показателей на 2010 год. Уровень объема продаж и спроса на автомобили в России в грядущем году – такая же загадка, как и место взрыва гранаты, лежащей в руках макаки. Если в 2009 году представители компаний еще озвучивали какие-то цифры, то теперь большинство отказывается комментировать ситуацию в принципе. Российский автомобильный рынок, можно сказать, вступил в период полной непредсказуемости. О таком положении дел заявил эксперт PwC Стэнли Рут.

По данным компании PwC, в 2009 году российский автомобильный рынок сократился на 56% в количественном выражении. В этот показатель также входит и импорт подержанных автомобилей. На 61% сократился рынок в денежном выражении. Несмотря на внешнюю видимую стабилизацию ежемесячных продаж во второй половине 2009 года, эксперты отмечают, что скорого восстановления ждать не придется. Это даже при условии, если брать в расчет рост числа выданных кредитов в конце 2009 года. В целом по стране продажи автомобилей остаются на достаточно низком уровне.

Оптимистичный сценарий развития предполагает 15 процентный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1.6 млн. автомобилей. Пессимистический – предполагает снижение продаж приблизительно на 5% при общем объеме продаж около 1.3 млн. автомобилей. Основными факторами, затрудняющими надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, по мнению экспертов, являются: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.

Как отмечает Стэнли Рут, “запасы автомобилей, реализующихся с большими скидками, значительно сократились, однако безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой. Из-за того, что склады затоваривались, а спрос стремительно падал, автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска своей продукции. Общее сокращение достигло 60%”.

По предварительным оценкам, за весь 2009 год производство иномарок сократилось меньше, нежели производство российских автомобилей. По данным PwC, в 2010 году рост внутреннего производства в России будет опережать рост рынка в целом. Почему? Автопроизводители наконец сумели распродать излишки запасов с 2008 года.

Категории автомобилей 2008 (тыс. штук) 2009 (тыс. штук) Изменение (%) 2008 (млрд. долларов) 2009 (млрд. долларов) Изменение (%)
Российские 700 390 -44% 6.5 3.5 -47%
Иномарки российского производства 580 360 -38% 10.5 6.1 -43%
Импорт новых автомобилей 1500 640 -57% 45 17 -62%
Импорт подержанных автомобилей 395 12 -97% 7 0.2 -97%
Итого 3175 1402 -56% 69 26.8 -61%

Ключевую роль в проблеме восстановления рынка после кризиса теперь играет государство и его меры по поддержке автопрома. На них-то и возлагаются надежды в грядущем году. Однако в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в 2009 году. Теперь все ждут, когда свое действие начнет программа утилизации старых автомобилей, а также расширится программа субсидирования кредитных ставок по автокредитам. К ее участию, кстати, уже допущены новые банки. Впрочем, меры эти играют, по большей части, роль катализатора спроса и вряд ли были бы эффективными сами по себе.

По информации PwC, расчетный показатель насыщения рынка 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут в России лишь к 2025 году. Коэффициент утилизации старых автомобилей при этом составит 6%.

Фактор 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Изменение номинальной величины личного располагаемого транспортного дохода (ЛРД) 24% 24% 27% 7.9% 7% 6.1%
Доля (%) личного располагаемого дохода (ЛРД), приходящаяся на покупку авто 4.2% 4.4% 5.4% 3.3% 3.3% 2.9%
Доля банковских кредитов в общем долларовом объеме рынка 27% 31% 31% 15% 22% 16%
Средний обменный курс (руб/долл. США) 29.5 27.7 28.8 26.3 24.5 29.5
Средняя цена автомобиля (доллар США) 11300 16550 21700 19300 22000 20500

В настоящее время мы видим две чаши весов. На одной позитивные факторы, в число которых входит господдержка и программа утилизации старых автомобилей, на другой — негативные, которые обусловлены снижением скидок автопроизводителей и сохранением высоких пошлин на импорт автомобилей.

Вместе с тем дилеры сегодня находятся в достаточно затруднительном положении. Все, что им остается сейчас — это жить за счет клиентов сервиса, по сути дела. Это связано с бурным ростом продаж новых иномарок, который наблюдался в нашей стране в последние несколько лет. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих автомобилей может помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продаж. Однако в ближайшие годы парк гарантийных автомобилей может значительно снизиться в связи с падением спроса. Вместе с тем произойдет существенный рост парка подержанных иномарок в возрасте от 3-х до 7-и лет. А ведь именно такие автомобили активно перепродаются на вторичном рынке.

В целом оценка эксперта положительная: российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал, но путь к этой долгосрочной цели будет трудным по причине острой зависимости российской экономики от мировых экономических условий.

Комментарии

  • судя по тенденции несбываемости всех прогнозов в кризичный период, можно сказать что лучше в 2010 не будет, главное ,чтобы нее хуже :confused:

Поделитесь с друзьями
Автор
Ирина