Что будет с российским авторынком в 2010 году: комментарий эксперта

Большинство автомобильных компаний остерегается давать какие-то прогнозы финансовых показателей на 2010 год. Уровень объема продаж и спроса на автомобили в России в грядущем году – такая же загадка, как и место взрыва гранаты, лежащей в руках макаки. Если в 2009 году представители компаний еще озвучивали какие-то цифры, то теперь большинство отказывается комментировать ситуацию в принципе. Российский автомобильный рынок, можно сказать, вступил в период полной непредсказуемости. О таком положении дел заявил эксперт PwC Стэнли Рут.

Что будет с российским авторынком в 2010 году: комментарий экспертаПо данным компании PwC, в 2009 году российский автомобильный рынок сократился на 56% в количественном выражении. В этот показатель также входит и импорт подержанных автомобилей. На 61% сократился рынок в денежном выражении. Несмотря на внешнюю видимую стабилизацию ежемесячных продаж во второй половине 2009 года, эксперты отмечают, что скорого восстановления ждать не придется. Это даже при условии, если брать в расчет рост числа выданных кредитов в конце 2009 года. В целом по стране продажи автомобилей остаются на достаточно низком уровне.

Оптимистичный сценарий развития предполагает 15 процентный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1.6 млн. автомобилей. Пессимистический – предполагает снижение продаж приблизительно на 5% при общем объеме продаж около 1.3 млн. автомобилей. Основными факторами, затрудняющими надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, по мнению экспертов, являются: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.

Как отмечает Стэнли Рут, “запасы автомобилей, реализующихся с большими скидками, значительно сократились, однако безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой. Из-за того, что склады затоваривались, а спрос стремительно падал, автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска своей продукции. Общее сокращение достигло 60%”.

Продажи автомобилей в России 2008-2009 год, помесячное сравнение с результатами прошлого года (млн. штук).

По предварительным оценкам, за весь 2009 год производство иномарок сократилось меньше, нежели производство российских автомобилей. По данным PwC, в 2010 году рост внутреннего производства в России будет опережать рост рынка в целом. Почему? Автопроизводители наконец сумели распродать излишки запасов с 2008 года.

Категории автомобилей2008 (тыс. штук)2009 (тыс. штук)Изменение (%)2008 (млрд. долларов)2009 (млрд. долларов)Изменение (%)
Российские700390-44%6.53.5-47%
Иномарки российского производства580360-38%10.56.1-43%
Импорт новых автомобилей1500640-57%4517-62%
Импорт подержанных автомобилей39512-97%70.2-97%
Итого31751402-56%6926.8-61%

Ключевую роль в проблеме восстановления рынка после кризиса теперь играет государство и его меры по поддержке автопрома. На них-то и возлагаются надежды в грядущем году. Однако в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в 2009 году. Теперь все ждут, когда свое действие начнет программа утилизации старых автомобилей, а также расширится программа субсидирования кредитных ставок по автокредитам. К ее участию, кстати, уже допущены новые банки. Впрочем, меры эти играют, по большей части, роль катализатора спроса и вряд ли были бы эффективными сами по себе.

По информации PwC, расчетный показатель насыщения рынка 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут в России лишь к 2025 году. Коэффициент утилизации старых автомобилей при этом составит 6%.

Фактор200420052006200720082009
Изменение номинальной величины личного располагаемого транспортного дохода (ЛРД)24%24%27%7.9%7%6.1%
Доля (%) личного располагаемого дохода (ЛРД), приходящаяся на покупку авто4.2%4.4%5.4%3.3%3.3%2.9%
Доля банковских кредитов в общем долларовом объеме рынка27%31%31%15%22%16%
Средний обменный курс (руб/долл. США)29.527.728.826.324.529.5
Средняя цена автомобиля (доллар США)113001655021700193002200020500

В настоящее время мы видим две чаши весов. На одной позитивные факторы, в число которых входит господдержка и программа утилизации старых автомобилей, на другой – негативные, которые обусловлены снижением скидок автопроизводителей и сохранением высоких пошлин на импорт автомобилей.

Вместе с тем дилеры сегодня находятся в достаточно затруднительном положении. Все, что им остается сейчас – это жить за счет клиентов сервиса, по сути дела. Это связано с бурным ростом продаж новых иномарок, который наблюдался в нашей стране в последние несколько лет. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих автомобилей может помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продаж. Однако в ближайшие годы парк гарантийных автомобилей может значительно снизиться в связи с падением спроса. Вместе с тем произойдет существенный рост парка подержанных иномарок в возрасте от 3-х до 7-и лет. А ведь именно такие автомобили активно перепродаются на вторичном рынке.

Доля автомобилей российского производства в общем объеме продаж.

В целом оценка эксперта положительная: российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал, но путь к этой долгосрочной цели будет трудным по причине острой зависимости российской экономики от мировых экономических условий.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. kurchanov-kurchanov

    судя по тенденции несбываемости всех прогнозов в кризичный период, можно сказать что лучше в 2010 не будет, главное ,чтобы нее хуже :confused:

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector