Большинство автомобильных компаний остерегается давать какие-то прогнозы финансовых показателей на 2010 год. Уровень объема продаж и спроса на автомобили в России в грядущем году – такая же загадка, как и место взрыва гранаты, лежащей в руках макаки. Если в 2009 году представители компаний еще озвучивали какие-то цифры, то теперь большинство отказывается комментировать ситуацию в принципе. Российский автомобильный рынок, можно сказать, вступил в период полной непредсказуемости. О таком положении дел заявил эксперт PwC Стэнли Рут.
По данным компании PwC, в 2009 году российский автомобильный рынок сократился на 56% в количественном выражении. В этот показатель также входит и импорт подержанных автомобилей. На 61% сократился рынок в денежном выражении. Несмотря на внешнюю видимую стабилизацию ежемесячных продаж во второй половине 2009 года, эксперты отмечают, что скорого восстановления ждать не придется. Это даже при условии, если брать в расчет рост числа выданных кредитов в конце 2009 года. В целом по стране продажи автомобилей остаются на достаточно низком уровне.
Оптимистичный сценарий развития предполагает 15 процентный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1.6 млн. автомобилей. Пессимистический – предполагает снижение продаж приблизительно на 5% при общем объеме продаж около 1.3 млн. автомобилей. Основными факторами, затрудняющими надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, по мнению экспертов, являются: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.
Как отмечает Стэнли Рут, “запасы автомобилей, реализующихся с большими скидками, значительно сократились, однако безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой. Из-за того, что склады затоваривались, а спрос стремительно падал, автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска своей продукции. Общее сокращение достигло 60%”.
По предварительным оценкам, за весь 2009 год производство иномарок сократилось меньше, нежели производство российских автомобилей. По данным PwC, в 2010 году рост внутреннего производства в России будет опережать рост рынка в целом. Почему? Автопроизводители наконец сумели распродать излишки запасов с 2008 года.
Категории автомобилей | 2008 (тыс. штук) | 2009 (тыс. штук) | Изменение (%) | 2008 (млрд. долларов) | 2009 (млрд. долларов) | Изменение (%) |
Российские | 700 | 390 | -44% | 6.5 | 3.5 | -47% |
Иномарки российского производства | 580 | 360 | -38% | 10.5 | 6.1 | -43% |
Импорт новых автомобилей | 1500 | 640 | -57% | 45 | 17 | -62% |
Импорт подержанных автомобилей | 395 | 12 | -97% | 7 | 0.2 | -97% |
Итого | 3175 | 1402 | -56% | 69 | 26.8 | -61% |
Ключевую роль в проблеме восстановления рынка после кризиса теперь играет государство и его меры по поддержке автопрома. На них-то и возлагаются надежды в грядущем году. Однако в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в 2009 году. Теперь все ждут, когда свое действие начнет программа утилизации старых автомобилей, а также расширится программа субсидирования кредитных ставок по автокредитам. К ее участию, кстати, уже допущены новые банки. Впрочем, меры эти играют, по большей части, роль катализатора спроса и вряд ли были бы эффективными сами по себе.
По информации PwC, расчетный показатель насыщения рынка 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут в России лишь к 2025 году. Коэффициент утилизации старых автомобилей при этом составит 6%.
Фактор | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Изменение номинальной величины личного располагаемого транспортного дохода (ЛРД) | 24% | 24% | 27% | 7.9% | 7% | 6.1% |
Доля (%) личного располагаемого дохода (ЛРД), приходящаяся на покупку авто | 4.2% | 4.4% | 5.4% | 3.3% | 3.3% | 2.9% |
Доля банковских кредитов в общем долларовом объеме рынка | 27% | 31% | 31% | 15% | 22% | 16% |
Средний обменный курс (руб/долл. США) | 29.5 | 27.7 | 28.8 | 26.3 | 24.5 | 29.5 |
Средняя цена автомобиля (доллар США) | 11300 | 16550 | 21700 | 19300 | 22000 | 20500 |
В настоящее время мы видим две чаши весов. На одной позитивные факторы, в число которых входит господдержка и программа утилизации старых автомобилей, на другой — негативные, которые обусловлены снижением скидок автопроизводителей и сохранением высоких пошлин на импорт автомобилей.
Вместе с тем дилеры сегодня находятся в достаточно затруднительном положении. Все, что им остается сейчас — это жить за счет клиентов сервиса, по сути дела. Это связано с бурным ростом продаж новых иномарок, который наблюдался в нашей стране в последние несколько лет. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих автомобилей может помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продаж. Однако в ближайшие годы парк гарантийных автомобилей может значительно снизиться в связи с падением спроса. Вместе с тем произойдет существенный рост парка подержанных иномарок в возрасте от 3-х до 7-и лет. А ведь именно такие автомобили активно перепродаются на вторичном рынке.
В целом оценка эксперта положительная: российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал, но путь к этой долгосрочной цели будет трудным по причине острой зависимости российской экономики от мировых экономических условий.
судя по тенденции несбываемости всех прогнозов в кризичный период, можно сказать что лучше в 2010 не будет, главное ,чтобы нее хуже :confused: