Как соединить феноменальную управляемость BMW, мерседесовский комфорт и штучную эксклюзивность в духе Роллс-Ройс? Именно таким вопросом задался основатель компании Alpina Буркард Бовензипен, увлеченный инженер, более 40 лет назад – и предложил свое решение. Которое, к слову сказать, оказалось настолько успешным, что переросло в собственный бизнес, продолжающий динамично развиваться и в наши дни.
Где производят BMW Alpina
Alpina – очень своеобразный автопроизводитель. У него нет собственного сборочного конвейера, сложной робототехники и огромного штата. Все модели Alpina собирают и окрашивают на мощностях BMW, а доводят их здесь, на небольшом производстве Alpina в Бухлоэ в баварском городе Бухлоэ. Тут же расположен инженерный центр, где разрабатывают двигатели, элементы трансмиссии и тормозной системы, а также отдел проектирования аэродинамики и шорная мастерская.
Однако не стоит думать, что Alpina всего лишь дорабатывает автомобили, как это делают придворные тюнинг-ателье. Alpina — это действительно автопроизводитель, со своими традициями и собственным подходом . Именно поэтому у всех Alpina помимо порядкового номера, есть еще и собственный VlN-код.
В чем же своеобразие этой марки? BMW Alpina — это люксовые комфортабельные автомобили со спортивным характером, пригодные и для повседневной езды. Именно это технологически отличает их от BMW М-серий, имеющих более бескомпромиссный гоночный характер. Тогда как последние славятся своими мощными атмосферными двигателями, то BMW Alpina делает ставку на турбированные двигатели с фантастически высоким крутящим моментом. Не сомневайтесь: конструкторского опыта мотористам Альпина не занимать. 8-цилиндровый двигатель BMW X5 4.6is был разработан именно ими…
Alpina сознательно отказалась от использования технологии Runflat, секвентальной механики SMG и тормозов с перфорацией. Эксклюзивная марка предлагает собственные решения: большеразмерную резину Michelin, спортивную и одновременно мягкую 6-ти скоростную автоматическую КПП с гидротрансформатором, разработанную совместно с ZF Friedrichshafen, а для полной остановки со скорости 200 км/ч, несмотря на отсутствие перфорации, требуется каких-то 5,5 секунд.
Вместе с тем Альпина всегда пристально относится к мелочам: одновременно с включением стеклоочистителей незаметно для водителя автоматика время от времени сводит колодки, удаляя слой влаги с дисков, а водитель Alpina B5 с удовольствием отметит, что приборы оснащены дополнительной шкалой температуры моторного масла, указывающий на критическое число оборотов для непрогретого двигателя.
Ну и, конечно, стиль… Внутри каждой Альпины ощущаешь себя причастным к чему-то особенному, штучному и неповторимому. Кузов, окрашенный в цвет «синий Альпина», брендовые двадцатиспицевые колеса, дизайн которых остается неизменным многие годы, кресла с отменной боковой поддержкой, обитые кожей Lavalina, особая отделка кленом — эти и многие другие вкрапления индивидуальности создают совершенно особые ощущения от автомобиля. И вместе с тем никаких вычурных обвесов – боди-кит Alpina аристократически сдержан. А небольшие спойлеры сугубо функциональны — они увеличивают прижимную силу на высоких скоростях…
BMW Alpina B3 Bi-Turbo
К радости всех тех, кто устал ждать трешку в версии M, Alpina подготовила новый турбированный седан BMW Alpina B3 Bi-Turbo, премьера которого состоялась в 2007 году в рамках Международного Женевского Автосалона. Главная гордость этого автомобиля –его горячее сердце, шестицилиндровый 3-литровый двигатель с двумя турбинами (который, между прочим, устанавливается и на BMW X6).
Максимальная мощность — 265 кВт (360 л.с.) достигаются в диапазоне 5500 – 6000 об/мин, а максимальный крутящем момент составляет 500 Нм при 3800 — 5000 об/мин. Причем 400 ньютонов доступны уже при 1300 об/мин – как на дизеле!
Инженеры Alpina более 12 месяцев дорабатывали стандартный двигатель BMW и сделали ряд ключевых изменений. Так, стандартные поршни были заменены на высокопроизводительные изделия от MAHLE, увеличивающие степень сжатия. Благодаря этому автомобиль разгонятся до сотни за 4,8 сек, а максимальная скорость составляет 285 км/ч. Другим ключевым изменением стала модификация выпускной системы, что позволило вписаться модели B3 Bi-Turbo в строгие нормы стандарта Euro4.
С первых же километров ощущаешь – автомобиль на удивления маневренный. Секрет состоит в идеальном распределении веса в пропорции 50:50 между передней и задней осью в сочетании с нейтральной и универсальной подвеской Alpina. Усиливают это ощущение легкосплавные 19-дюймовые колеса с серийными покрышками Michelin.
Коробка Switchtronic работает мягко и быстро, подстраиваясь под стиль езды «рулевого». Никакой зубодробильности SMC эмок, которая резко врубает передачи и тормозит во время спокойной езды, нет и в помине. Можно побаловаться и ручным переключением… Рулевое колесо идеально лежит в ладони, синие приборы с красными указателями отлично читаются, а четыре выхлопных патрубка в сочетании с катализаторами дают при резких ускорениях сонорный звук, раскатистым эхом доносящийся в салон.
И все же, несмотря на то, что в «трешке» присутствуют все фирменные альпиновские атрибуты– от брендовых дисков до перенастроенной под собственный нужды трансмиссии ZF – по характеру этот автомобиль ближе всего к «традиционным» BMW c взрывным темпераментом и агрессивными повадками: он ураганно разгоняется, так же ураганно, хотя и плавно, тормозит.
BMW Alpina B3 Coupe Allroad
Собираетесь ездить на Альпине в непогоду или в любых других нестандартных условиях? Скажем, в горах. Тогда этот автомобиль для вас. Разрабатывая его, специалисты компании ориентировались прежде всего на клиентов из Швейцарии и России. Позитивную роль сыграла близость к Альпам, где и доводился автомобиль, проходя испытания в реальных дорожных условиях.
Полный привод BMW Alpina B3 Coupe Allroad с переменный перераспределением крутящего момента использует те же технические возможности, что xDrive BMW. Его ключевым элементом является многодисковая муфта с электронным управлением, которая в миллисекунды позволяет реагировать на изменения дорожных условий. Необходимую для этого информацию (скорость вращения колес, угол поворота руля, положение педали акселератора) система получает от сенсорики DSC.
На трассе полный привод практически ничем не напоминает о себе водителю. При этом система помогает исправить мелкие огрехи в управлении: система заблаговременно распознает тенденцию к недостаточной или избыточной поворачиваемости, оптимально распределяя крутящий момент по осям, чтобы нейтрализовать этот эффект. Особенно актуальны эти возможности при плохой погоде с постоянно меняющимся покрытием дорожного полотна (снег, лед, грязь). Да и затяжные повороты на приличной скорости полноприводный B3 проезжает как по рельсам. Зато при движении на малых скоростях – скажем, на парковке – автомобиль ведет себя как обычный заднеприводный.
Да, в полноприводном исполнении купе слегка тяжелее и слегка медлительнее. Однако за счет улучшенного тягового усилия дарит неповторимые ощущения на заснеженной дороге. Так, по крайней мере, заверяет сам производитель.
BMW Alpina — B5-S
Этот автомобиль стал наследником известной версии B10, которая готовилась Alpina на базе «пятерки» предыдущего поколения. И вновь в центре внимания гордость Альпин – двигатель. На этот раз — компрессорный V8 собственной разработки объемом 4,4 и мощностью 530 «лошадей».
Главная гордость разработчиков — новая концепция наддува, так называемый радиальный нагнетатель воздуха. Это устройство — нечто среднее между обычным компрессором с механическим приводом и турбонагнатателем, приводимым во вращение выбрасываемыми из цилиндров отработавшими газами. Тогда как ахиллесова пята обычной турбины – турбояма, а компрессор по понятным причинам съедает часть мощности, радиальный турбонагнеталь является наиболее эффективным решением, которое и позволило увеличить мощность с 500 (известных еще по Альпине B7) до 530 л.с., а крутящему моменту добавить еще 25 Нм, достигнув отметки 725 Нм.
Кривая мощности впечатляет! Шутка ли – 4,6 до сотни у седана бизнес-класса – словно у спорт-кара вроде Ferrari F430. Тех же показателей может достигать только атмосферник куда большего объема, и то – далеко не во всем диапазоне оборотов. Уже при скоромных 2500 об/мин в распоряжении автомобиля 200 л.с., а весь потенциал раскрывается при 5500 об/мин.
Как и на других Альпинах, в паре с прогрессивным агрегатом не секвентальная коробка, как у эмок, а куда более комфортная спортивная АКПП, разработанная Alpina совместно с компанией ZF, время реакции которой составляет всего 0,1 сек. Хочешь — перключай скорости с помощью двух сенсорных датчиков, расположенных на руле. А хочешь – забудь обо всем и просто наслаждайся дорогой…
Именно этот автомобиль – наиболее целостное и законченное воплощение философии Альпина – комфорт и скорость. На «пятерке» без особого труда можно ездить спокойно, не замечая скорости, по автобану – а можно и постоять в пробке, расслабленно просматривая какую-нибудь телепердачу. А можно на какое-то время почувствовать себя Шумахером, прописывая дугу на скорости за 250 (если снять электронное ограничение). И в том, и в другом случае вам будет одинаково комфортно: разработанная совместно с компанией SACHS Race Engineering система электронной регулировки амортизаторов EDC может значительно увеличивать спортивный акцент, не снижая уровня комфорта. В нормальных условиях автомобиль едет очень мягко, но при нарастании инерционных сил жесткость амортизаторов увеличивается в доли секунды, обеспечивая безопасность. Впрочем, водитель и сам может вмешаться в управление, с помощью кнопки Sport, расположенной на средней консоли, выбрав спортивный режим амортизаторов. Ну а упрягая настройка стабилизаторов, в свою очередь, снижает крен кузова при входе в поворот.
Реализовать динамические характеристики двигателя, подвески и трансмиссии помогают спойлеры «обвеса», обеспечивающие отличную аэродинамику, и стильные легкосплавные диски Alpina, обутые в низкопрофильные покрышки Michelin Pilot Sport 2 (ZR 20 245/35, 285/30 и Zr19 245/40, 275/35).
Окажется ли эта Альпина на трассе злее, чем прославленная М5? Трудно сказать, но комфортнее – точно будет. Впрочем, водители эмок, завидев на автобане Альпину, не упустят возможности посоревноваться с вами – будьте уверены. И победит скорее тот, у кого не дрогнет нога на акселераторе и не сдадут нервы…
BMW Alpina – B6-S
Ни на одном автомобиле из модельной линейки Alpina, обкатанной нами в предгорьях Альп, не тянет так испытать спринтерские возможности, как в Alpina B6. Да, в полноприводном купе обратная связь с полотном дороги ощущается живее, отчетливей, особенно на предельных скоростях. Да, в трешке от скорости закладывает уши. Но именно для шестерки скорость – родная стихия. Хотя бы потому, что именно за рулем этого автомобиля скорость практически не ощущается.
Ощущается другое: ты сидишь за рулем очень, даже слишком дорогого автомобиля. Который так же агрессивен, как BMW M6 Porsche или Carrera GT , но чуточку более интеллигентен по повадкам.
Крены практически отсутствуют, никакой тряски или раскачки. Все маневры В6 выполняет интеллигентно, без всякого намека на нервозность, и вместе с тем удивительн опроворно. Те же потрясающие тяговые возможности, что у «пятерки», тот же резвый и умный автомат, та же динамика, но ощущения от езды совершенно другие.
Шестерка намертво прижимается к земле и, кажется, никакие ньютоновские силы уже не способны оторвать ее — она живет по своим законам. Задний привод? Об этом задумываешься в последнюю очередь. Лишь руль с увеличением скорости становится все более тугим, и все более настойчиво аэродинамические шумы пытаются заглушить двигатель…
Да, кстати, о звуке двигателя хочется сказать отдельно – он божественен! На низких оборотах, пока компрессор спит, V8 едва напоминает о себе приглушенным басом с нотками угрозы. Но стоит посильнее нажать на педаль акселератора, как салон наполняется приятным рокотом.
Ну а что там с расходом топлива? Около 18 литров в городе, около 8 за городом. Пожалуй, именно к этим цифрам (если забыть о цене) можно было бы придраться. Но только если забыть о классе и мощности автомобиля. Если сравнивать с прямыми конкурентами M-серией, Mercedes AMG или Audi S — цифры как раз весьма конкурентоспособные. Что же касается аналогичных показателей для третьей серии, то они еще скромнее: 7,5 на трассе и 14,5 – в городе.
К разработке собственного Х5 Alpina еще не приступала. Пока… Но с учетом стабильного спроса на люксовые SUV в арабских странах и России руководство компании не исключает, что может всерьез задуматься над этой перспективой. Правда, не раньше, чем будет анонсирован Х5 следующего поколения. А пока компания делает ставку на новую Альпину седьмой серии, появление которой ожидается весной следующего года. Именно «семерка», наряду с купе BMW Alpina B6, значится на сегодня в числе самых успешных моделей. И именно с семеркой, которая уже сделала имя в США, Альпина планируется дебютировать на китайском рынке.
Что касается перспектив Alpina в России, не надо быть провидцем, чтобы предсказать дальнейший рост продаж. Даже с учетом высокой концентрации роскошных авто на одного олигарха Alpina выделяется соблазнительным соотношением роскоши, динамики и эксклюзивности. Кстати сказать, уже в ближайшее время в тестовом парке официального импортера Alpina в Санкт-Петербурге – компании Евросиб Лахта – появится первый тестовый автомобиль…
Супер! Мурашки по коже от переданного впечатления вызвала фраза — "четыре выхлопных патрубка в сочетании с катализаторами дают при резких ускорениях сонорный звук, раскатистым эхом доносящийся в салон.":rolleyes:
Гриш, материал очень хороший и ЖИВОЙ!:cool:
Гриш, а что такое мягкая трансмиссия… Смысо мне не совсем непонятен.
Статья потрясающая… так поневоле станешь мечтателем. :) о БМВ естественно…
Я так понимаю, что на всех авто о которых написано ты прокатился? Сколько времени на тестдрайв одной АЛЬПИНЫ уходило?
Поневоле?:biggrin:
Было так: мы просто могли осматривать Баварию, катаясь на автомобиле, взятом с заводской стоянки. Нельзя сказать, что господин Бовензипен был в восторге от такой расточительной щедрости своего сотрудника — Дмитрия Коновалова, который и пригласил меня (и еще двух журналистов) поездить на Альпинах и осмотреть завод. Однако Дмитрий нам доверял – и в итоге все те несколько дней, что мы провели в Баварии, автопарк был в нашем распоряжении. Больше всего по времени лично я ездил на «пятерке» и заднеприводной «тройке».
Своеобразие автомобилей, как вы, наверное, уже поняли, — в двигателях, настройке трансмиссии, которую я, может быть, е совсем удачно назвал мягкой – несмотря на спортивную динамику переключения передач, она радует плавностью), особенностях дизайна и более качественной отделке. В целом – это те же БМВ, просто более эксклюзивные.
Двигатели действительно классные – тонкая настройка, ручная сборка, качественные материалы. Несмотря на использование технологий наддува, ресурс у них такой же, как у атмосферных миллионников.