Рубрика Автолайфхаки

Как выбрать моторное масло и не убить двигатель?

С момента изобретения первых двигателей внутреннего сгорания в мире стали широко использоваться моторные масла — специальные смазочные материалы, которые применяются для уменьшения трения между подвижными частями мотора. Изначально для этих целей использовали растительные и животные жиры, однако они слишком быстро засоряли двигатели отложениями и нагаром, поэтому требовали частой замены.

В результате ряда экспериментов ученые пришли к выводу, что лучше всего для смазывания поршней подходит минеральное масло, получаемое путем дистилляции нефти. Со временем к чистому продукту стали добавлять специальные присадки — химические смеси, снижающие окисление и коррозию, уменьшающие износ деталей двигателя. В середине XX века появились синтетические масла, частично вытеснившие минеральные с рынка.

Виды масел, характеристики и бренды

Все фирменные моторные масла имеют специальную маркировку, обозначенную индексами SAE, API и  ACEA. Как расшифровываются эти аббревиатуры и почему они так важны?

SAE – показатель вязкости масла и возможность его использования при низких температурах. Для примера возьмем масло с маркировкой 10W-50. Цифра, стоящая перед буквой W, служит для расчета отрицательной температуры, при которой возможен беспроблемный холодный запуск двигателя. Для того, чтобы ее рассчитать, необходимо отнять его от 40. В нашем примере масло подойдет для холодных морозных зим, когда температура опускается не ниже -30 градусов. 

Второе число — уровень высокотемпературной вязкости, это техническая характеристика, которая практически не имеет ценности для простых автолюбителей. 

Второй показатель API — это своеобразная классификация качества. Он имеет несколько обозначений и делит масла по их характеристикам. Чем выше индекс, тем более высокими эксплуатационными характеристиками обладает продукт.

ACEA – это европейский аналог американской классификации API. Она была принята в 2004 году и на сегодняшний день является самой актуальной.

Показатели SAE и API, необходимые для каждого конкретного двигателя, обычно указываются в техническом паспорте или сервисной книжке. Во избежание проблем или  преждевременного износа двигателя важно строго следовать рекомендациям производителя автомобиля. 

Попробуем разобраться в показателях API. Масла делятся на две основные категории — для бензинового и дизельного двигателя. 

Классы масел для ДВС на бензине:

  • SN — энергосберегающее. с минимальным содержанием топлива.

  • SM — выдерживает сильные морозы почти без изменения характеристик.

  • SL — для многоклапанных, турбированных силовых агрегатов.Экологичная и энергосберегающая смазка.

  • SJ — зимнее масло для двигателей не старше 1996 года. Оставляет немного нагара.

  • SH — смазка для моторов не старше 1992 года. использовать только в соответствии с эксплуатационной таблицей.

  • SG — масло с присадками против коррозии для движков не старше 1989 года.

  • SF — устаревшая категория, может использоваться для моторов не старше 1980 года.

  • SE — применяется в двигателях 1972 года выпуска и младше.

  • SD — устаревшая категория, может использоваться для моторов не старше 1968 года.

  • SC — масляная жидкость. Широко применялась в 60-х годах прошлого века.

  • SB — не подходит современным автомобилям. Не защищает подшипники от ржавчины.

  • SA — устаревшая группа смазок, которые подходят и бензиновому мотору и дизельному.

Классы масел для ДВС на дизельном топливе:

  • CJ-4 — специальная смазка для моторов с высокой нагрузкой разработана в 2006 году.

  • CI-4 PLUS — многократное испытанное экологичное масло, почти не образует сажи.

  • CI-4. В — смазка для современных моторов на дизеле с разными типами впрыскивания и наддува. 

  • CH-4 — применяется в четырехтактных дизельных ДВС работающих в режиме высокой скорости. 

  • CG-4 — этот класс масла нужно лить в четырехтактные двигатели автобусов, грузовиков, тягачей и другой подобный транспорт. 

  • CF-2 — масла для двухтактных ДВС.

  • CF-4 — смазки для четырехтактников, произведенных после 1990 года.

  • CE — автомасла для мощных турбодвижков. 

  • CD — масло для тракторов и комбайнов

  • CC — для заливки в средненагруженные двигатели. 

  • CB — улучшенный класс CA. 

  • CA — смазка для слабонагруженных агрегатов.

Самые известные производители автомасел сегодня:

  • Zic (Южная Корея)

  • Xado (Голландия)

  • Газпромнефть (Россия)

  • Лукойл (Россия)

  • Petro Canada (Канада)

  • G-Energy (Италия)

  • Liqui Moly (Германия)

  • Shell (Британия, Голландия)

  • Castrol (Великобритания)

  • Mobil (США).

Чем опасны подделки масел?

Сегодня во многих «левых» автомастерских можно сменить масло вдвое дешевле. В большинстве случаев мастера в таких сервисах используют подделки лучшего или худшего качества. Специалисты предостерегают автовладельцев от подобных манипуляций: многие не фирменные масла не имеют маркировки и могут быть использованы не по назначению. Кроме того, они могут иметь в своем составе нежелательные примеси и присадки, которые не лучшим образом скажутся на поршневой системе и образуют нерастворимый налет на всех движущихся системах двигателя.

Когда следует менять моторное масло?

Время, в течение которого автомобиль может работать без замены моторного масла, обычно указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тем не менее, установлены безопасные ограничения на необходимость замены расходуемых жидкостей. В случае масла для двигателя, рекомендуется делать это после проезда 15 000 км. Однако далеко не каждый водитель за короткое время преодолевает такие расстояния — если прошел год и пробег не достиг такого значения, все равно следует менять масло.

Чтобы автомобиль радовал владельца бесперебойной работой, за двигателем и другими важными узлами нужно ухаживать. Информация о маслах, топливе и расходных материалах необходима каждому водителю, чтобы не получить неприятных сюрпризов, находясь в дороге. Даже находясь в автосервисе, лучше уточнять, какие именно работы необходимы. Опытные водители заводят блокнотик, в который тщательно записывают все, происходящее с машиной. Эта информация пригодится вам при продаже “железного друга”. 

Комментарии

  • "...не старше 1996 г...". Может наоборот - не младше?.. " не старше" - значит с 96 года и позднее. А подразумевается, что ранее 96 г.
    P.S. про 96-й год - для примера. В тексте одна и та же ошибка про другие года.

    • Здравствуйте, Евгений! Спасибо за комментарий, но все верно, индекс J предназначен для двигателей выпущенных после 1996 года.

Поделитесь с друзьями
Автор
Иван