С момента изобретения первых двигателей внутреннего сгорания в мире стали широко использоваться моторные масла — специальные смазочные материалы, которые применяются для уменьшения трения между подвижными частями мотора. Изначально для этих целей использовали растительные и животные жиры, однако они слишком быстро засоряли двигатели отложениями и нагаром, поэтому требовали частой замены.
В результате ряда экспериментов ученые пришли к выводу, что лучше всего для смазывания поршней подходит минеральное масло, получаемое путем дистилляции нефти. Со временем к чистому продукту стали добавлять специальные присадки — химические смеси, снижающие окисление и коррозию, уменьшающие износ деталей двигателя. В середине XX века появились синтетические масла, частично вытеснившие минеральные с рынка.
Виды масел, характеристики и бренды
Все фирменные моторные масла имеют специальную маркировку, обозначенную индексами SAE, API и ACEA. Как расшифровываются эти аббревиатуры и почему они так важны?
SAE – показатель вязкости масла и возможность его использования при низких температурах. Для примера возьмем масло с маркировкой 10W-50. Цифра, стоящая перед буквой W, служит для расчета отрицательной температуры, при которой возможен беспроблемный холодный запуск двигателя. Для того, чтобы ее рассчитать, необходимо отнять его от 40. В нашем примере масло подойдет для холодных морозных зим, когда температура опускается не ниже -30 градусов.
Второе число — уровень высокотемпературной вязкости, это техническая характеристика, которая практически не имеет ценности для простых автолюбителей.
Второй показатель API — это своеобразная классификация качества. Он имеет несколько обозначений и делит масла по их характеристикам. Чем выше индекс, тем более высокими эксплуатационными характеристиками обладает продукт.
ACEA – это европейский аналог американской классификации API. Она была принята в 2004 году и на сегодняшний день является самой актуальной.
Показатели SAE и API, необходимые для каждого конкретного двигателя, обычно указываются в техническом паспорте или сервисной книжке. Во избежание проблем или преждевременного износа двигателя важно строго следовать рекомендациям производителя автомобиля.
Попробуем разобраться в показателях API. Масла делятся на две основные категории — для бензинового и дизельного двигателя.
Классы масел для ДВС на бензине:
SN — энергосберегающее. с минимальным содержанием топлива.
SM — выдерживает сильные морозы почти без изменения характеристик.
SL — для многоклапанных, турбированных силовых агрегатов.Экологичная и энергосберегающая смазка.
SJ — зимнее масло для двигателей не старше 1996 года. Оставляет немного нагара.
SH — смазка для моторов не старше 1992 года. использовать только в соответствии с эксплуатационной таблицей.
SG — масло с присадками против коррозии для движков не старше 1989 года.
SF — устаревшая категория, может использоваться для моторов не старше 1980 года.
SE — применяется в двигателях 1972 года выпуска и младше.
SD — устаревшая категория, может использоваться для моторов не старше 1968 года.
SC — масляная жидкость. Широко применялась в 60-х годах прошлого века.
SB — не подходит современным автомобилям. Не защищает подшипники от ржавчины.
SA — устаревшая группа смазок, которые подходят и бензиновому мотору и дизельному.
Классы масел для ДВС на дизельном топливе:
CJ-4 — специальная смазка для моторов с высокой нагрузкой разработана в 2006 году.
CI-4 PLUS — многократное испытанное экологичное масло, почти не образует сажи.
CI-4. В — смазка для современных моторов на дизеле с разными типами впрыскивания и наддува.
CH-4 — применяется в четырехтактных дизельных ДВС работающих в режиме высокой скорости.
CG-4 — этот класс масла нужно лить в четырехтактные двигатели автобусов, грузовиков, тягачей и другой подобный транспорт.
CF-2 — масла для двухтактных ДВС.
CF-4 — смазки для четырехтактников, произведенных после 1990 года.
CE — автомасла для мощных турбодвижков.
CD — масло для тракторов и комбайнов
CC — для заливки в средненагруженные двигатели.
CB — улучшенный класс CA.
CA — смазка для слабонагруженных агрегатов.
Самые известные производители автомасел сегодня:
Zic (Южная Корея)
Xado (Голландия)
Газпромнефть (Россия)
Лукойл (Россия)
Petro Canada (Канада)
G-Energy (Италия)
Liqui Moly (Германия)
Shell (Британия, Голландия)
Castrol (Великобритания)
Mobil (США).
Чем опасны подделки масел?
Сегодня во многих «левых» автомастерских можно сменить масло вдвое дешевле. В большинстве случаев мастера в таких сервисах используют подделки лучшего или худшего качества. Специалисты предостерегают автовладельцев от подобных манипуляций: многие не фирменные масла не имеют маркировки и могут быть использованы не по назначению. Кроме того, они могут иметь в своем составе нежелательные примеси и присадки, которые не лучшим образом скажутся на поршневой системе и образуют нерастворимый налет на всех движущихся системах двигателя.
Когда следует менять моторное масло?
Время, в течение которого автомобиль может работать без замены моторного масла, обычно указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тем не менее, установлены безопасные ограничения на необходимость замены расходуемых жидкостей. В случае масла для двигателя, рекомендуется делать это после проезда 15 000 км. Однако далеко не каждый водитель за короткое время преодолевает такие расстояния — если прошел год и пробег не достиг такого значения, все равно следует менять масло.
Чтобы автомобиль радовал владельца бесперебойной работой, за двигателем и другими важными узлами нужно ухаживать. Информация о маслах, топливе и расходных материалах необходима каждому водителю, чтобы не получить неприятных сюрпризов, находясь в дороге. Даже находясь в автосервисе, лучше уточнять, какие именно работы необходимы. Опытные водители заводят блокнотик, в который тщательно записывают все, происходящее с машиной. Эта информация пригодится вам при продаже “железного друга”.
«…не старше 1996 г…». Может наоборот — не младше?.. » не старше» — значит с 96 года и позднее. А подразумевается, что ранее 96 г.
P.S. про 96-й год — для примера. В тексте одна и та же ошибка про другие года.
Здравствуйте, Евгений! Спасибо за комментарий, но все верно, индекс J предназначен для двигателей выпущенных после 1996 года.