Автомат, робот, вариатор? Выбираем лучшую коробку передач

Автомат, робот, вариатор? Выбираем лучшую коробку передач

Современные автомобильные бренды предлагают покупателю огромный выбор различных агрегатов, в том числе и коробок передач. Так для одной и той же модели производитель может вам предложить, механику, автомат и робот, некоторые производители выпускают модели с вариатором. Какой же вариант выбрать и не ошибиться? Сегодня мы попробуем разобраться и выяснить что лучше.

В 1940 году компания GM запустила в производство первые в истории автоматические коробки передач под названием Hydra-Matic, заложив фундамент современной автомобильной дилеммы выбора типа коробки передач. Автомобильная промышленность более, чем за 80 лет создала довольно многих разных типов и модификаций. Вопрос о заветной лучшей «чудо-коробке» стоит по сей день, так как не один двигатель внутреннего сгорания в мире не смог тронуться без установленного на него механизма соединяющего привод с двигателем. Если выразиться совсем по-простому, то эта штука между вами и двигателем, позволяет на автомобиле делать три важные вещи:

  • Двигаться задним ходом;

  • Плавно трогаться с места, без пробуксовок, рывков и т.д.;

  • Стоять на месте, на холостом ходу двигателя.

Первые в истории автоматические коробки передач носили название Hydra-Matic

Механическая Коробка Передач

И первым механизмом, справившимся со всеми тремя задачами, стала МКПП.  Механическая коробка переключения передач представляет собой соединение входного и выходного вала автомобиля с различными комбинациями шестерней. Шестерни же передают крутящий момент на колеса с разной интенсивностью. Для того чтобы изменить передачу, надо зажать педаль сцепления, тем самым высвободив его и осуществить легкое непринуждённое движение специальной ручкой. Все просто и старо как мир. Первые коробки, устанавливаемые на FORD T имели две передачи вперед и одну назад. Современные механические коробки имеют до 7 передач движения вперед.

Для тех, кто живет по принципу «Не ищи мудрости, ищи простоты», классическая механика – лучший выбор. Данная коробка передач является в первую очередь надежной, так как она состоит только из механических деталей. 

МКПП экономит топливо, опытный водитель, который придерживается заводских рекомендаций, всегда экономит в среднем 2-3 литра по сравнению с автоматическими коробками передач.  

Механика способна выдать наилучшую разгонную динамику, именно поэтому даже сегодня все раллийные автомобили оснащены модернизированными МКПП.

Но нельзя забывать, что в 21 веке конструкция классической механической коробки, довольно архаична и требует дополнительного навыка водителя. ГАИ СССР в обучающей брошюре 1988 года отмечает, что около 200 ДТП с жертвами по всей стране в период с 1978-1987 произошло из-за водителей, которые заглохли, не справившись с коробкой передач, переезжая ж/д пути. 

Второй отрицательный фактор, это современные реалии городского трафика в мегаполисе. Когда ежедневно приходиться двигаться прерывистым отрезками в пробках и плотном потоке. В данных условиях, задача по постоянному переключению передач становится трудоемкой. 

Механическая Коробка Передач

Автоматическая коробка передач

Далее автомобильная промышленность представила миру Гидромеханическую Автоматическую Коробку Передач. Классической АКПП уже почти 90 лет. Ее принцип так же прост, сцепление заменяется гидротрансформатором, который передает крутящий момент уже с помощью жидкости, а не механического вала. К ней так же прикреплена система шестерней, только теперь передаточное число находится в одном из диапазонов, который включается в зависимости от количества оборотов подаваемого двигателем. Со временем, производители добавляли в конструкцию большее количество диапазонов (передач) и различные электронные системы, контроля за переключением передач. 

Казалось бы, жизнь удалась, у вас осталось только две педали внизу, а свободной рукой можно спокойно держать свою прекрасную половину за руку, что бы она сделала модное фото для своего Instagram. 

Но не тут-то было, автомат не идеален по трем основным причинам:

  1. Повышенный расход топлива, по сравнению с механической коробкой.

  2. Моменты переключения передач в автомате часто ощутимы чрезмерно и превращаются в извечное дергание.

  3. Гидромеханический автомат требовательнее к обслуживанию и герметичности, повышенное число деталей, также делает его ремонт дороже.

Автоматическая коробка передач

Вариатор

Потребителю, как всегда хотелось ехать покомфортнее и расход более разумный. Потому автопроизводители продолжили свои изыскания и предложили миру – вариатор. Думаю, создатели вариатора вдохновлялись системой передач звездочек велосипеда, которые в зависимости от размера, по-разному передавали ваше усилие педалей на колеса. В данной коробке точно также – только вместо звездочек шкив, который меняется в размерах. Определяет размер шкива электронный блок управления. Вместо цепи особо-прочный ремень.  Вариатор представляет собой революцию комфорта, потому что в целом не имеет передаточных чисел и дерганий тоже нет!

Но и вариатор оказался с проблемами. Расход топлива оказался все равно большим, в связи с потерями энергии при механическом трении ремня. Из-за постоянных обгонных оборотов вследствии отсутствия передаточных чисел, движение с вариатором сопровождается характерным гудением. Ну и не будем забывать, конструкция получилась очень дорогая. Вариатора до сих пор остерегаются и пытаются избегать, консервативные российские водители.

Вариатор

Робот

В конце концов после долгих экспериментов и ошибок, конструкторы вернулись к исходной конструкции механической коробки передач. Они наконец-то осознали, что ничего нет лучше классики. Но механическую коробку передач было необходимо дополнить электронным автономным сцеплением и заменить рычаг компьютерной системой переключения.

Итогом работы по роботизированной коробке стала исключительная топливная экономичность. Компьютер рассчитывает максимально возможную целесообразность расходования топлива. И это является огромным и главным плюсом. В среднем робот по данным производителей потребляет топлива меньше чем МКПП. Чем технологичнее коробка, тем больше с ней проблем. А именно электроника, как бы то ни было, остается очень капризной и требовательной к ремонту и обслуживанию. Среди примеров, есть конкретные проблемы с роботизированной коробкой. На Toyota Auris в российских условиях сурового холода отказывают электронные блоки управления, и машина просто превращается в недвижимость.

Робот

Нельзя также не упомянуть о коробке, которая является «трендом» нашего времени. А именно DSG от Volkswagen. Данный механизм представляет собой по конструкции сдвоенную коробку, где четные и нечетные передаточные числа разделены. Система снабжена так же двойным электронным сцеплением. Коробка действует так, что пока вы едете на второй передаче, у вас уже включена третья и лишь ожидает подключения к крутящему моменту. Такое переключение между действующими агрегатами занимает около 7 миллисекунд. Коробка дает максимальный комфорт в купе с экономией топлива в городском режиме. 

Проблема DSG это высокая цена и некоторые проблемы с надежностью.

Какую же коробку из упомянутых можно назвать лучшей? Лучшая коробка, та которая нужна именно вам. Коробка передач во многом дает вам, что вы требуете от автомобиля. Нужна надежность и экономия – выбирайте МКПП, комфорт – АКПП, технологичность – робот, ваш выбор. Если водитель определился, что ему нужно от автомобиля и вождения, именно его выбор КПП передач и станет «лучшем».

Впрочем, если смотреть в будущее, нас ждет эпоха электрокаров. А электрические силовые установки эксплуатируются без коробки передач. Потому все споры, вокруг этого агрегата, через 50 лет возможно канут в прошлое.

Оцените статью
( 12 оценок, среднее 2.92 из 5 )
Поделитесь с друзьями
Комментарии

  1. Саша

    Если готов дёргать “палку”, то механика лучше всего. Если лениво, то лучший выбор классический гидравлический автомат. Конструкция отработана, всё надёжно, если не зажигать, то срок службы сопоставим со сроком службы автомобиля. В наше время это 250-300 тыс км.
    Да, DSG экономит немного топлива, но всё это потеряете когда начнете чинить.

    Ответить
  2. Руслан

    С чего это вариатор стал очень дорогим? Он дешевле всех видов коробок передач! И проще! И экономичнее!

    Ответить
Добавить комментарий

Adblock
detector