Прошедший Московский международный автосалон выявил любопытную тенденцию. Презентуя россиянам массу новинок в самых разнообразных ценовых сегментах и «весовых категориях», мировые автопроизводители видят в нашей прежде всего потенциально емкий рынок. Причем рынок, способный «проглотить» и практически любой продукт, будь то бюджетный седан или разработанный для Северной Америки внедорожник. При осторожной ценовой политике можно рискнуть и с откровенно устаревшими моделями, чем более или менее успешно занимаются некоторые предприниматели.
А как обстоят дела с демонстрацией перспективных разработок? Увы, но в этом смысле нынешний автосалон не только не порадовал искушенных автомобилистов, но шагнул назад по сравнению с ММАС-2008, который, как мы помним, стал площадкой для мировой премьеры концептуального кроссовера Mazda Kazamai. В отличие от ведущих европейских, американских и даже китайских мотор-шоу, изобилующих свежими идеями и представлениями о будущем автомобилестроения, московская автовыставка остается в первую очередь гигантским шоу-румом, парадом автомобилей сегодняшнего дня.
Однако оставим пространные рассуждения в стороне и обратим внимание на наиболее интересные концептуальные разработки, которые мы все же смогли увидеть на стендах ММАС-2010.
Для компании BMW с ее постоянным стремлением к инновациям будущее, похоже, наступило уже сегодня. Вчерашние перспективные технологии EfficientDynamics уже давно применяются едва ли не в каждом автомобиле с ноздрями на капоте. А в отдаленные перспективы поможет заглянуть концепт-кар BMW Vision ED, ставший главным шоу-стоппером баварского стенда в Москве. С точки зрения дизайна, прошлогодний концепт стал этаким манифестом нового шеф-дизайнера BMW Адриана ван Хойдонка. При всей футуристичности облика, некоторые элементы его стиля мы наверняка найдем в будущих серийных моделях из Мюнхена.
Куда интереснее автомобиль в плане техники. По сути, перед нами прообраз будущего баварского спорткара с посадочной формулой 2+2, алюминиевым шасси и углепластиковым кузовом. Роль силового агрегата в нем выполняют два электромотора и трёхцилиндровый 1,5-литровый турбодизель совокупной мощностью до 356 л.с. При этом крутящий момент достигает 800 Нм, а для разгона до 100 км/ч легкому купе требуется всего 4,8 с. Максимальная скорость, как водится, ограничена 250 км/ч. Какие из реализованных в концепте решений доживут до конвейера — пока вопрос. Трудно прогнозировать и сроки появления подобных автомобилей в модельной линейке BMW. Внедрение высоких технологий требует времени.
Между тем, маркетологи BMW, похоже, решили сделать паузу в изобретении новых рыночных ниш. Вписав себя в историю как создателей первого внедорожного псевдокупе и построив представительский хэтчбек класса «гран туризмо», баварцы все же решились вступить в прямую конкуренцию с основным соперником — Mercedes-Benz — на его территории. В пику купеобразному седану Mercedes-Benz CLS, который совсем скоро предстанет перед нами уже во втором поколении, будет создан аналогичный BMW, прототип которого носит название Gran Coupe. Есть все основания предполагать, что в основу BMW Gran Coupe ляжет платформа нынешней седьмой серии, на которой также построены новая «пятерка» и BMW GT. Глобализация по-баварски!
Конкуренты из Штутгарта, тем временем, без дела тоже не сидят и уже вовсю готовят к производству пятидверную версию нового CLS. Действительно, ну кого сегодня удивишь четырех- или пятидверным купе? Другое дело – возрожденный жанр спорт-универсала shooting break. Глядя на то, как тщательно проработано оформление экстерьера и интерьера концептуального Mercedes-Benz X218 Shooting Break, а также вспоминая недавно опубликованные официальные фотографии нового Mercedes CLS, можно сделать вывод: ждать серийной версии осталось недолго.
Интересно, что оба концепт-кара — и BMW и Mercedes — отпраздновали дебют минувшей весной на Пекинском автосалоне. Сразу понятно, чей рынок немцы считают наиболее перспективным.
На стенде Cadillac за концептуальный шоу-кар можно принять едва ли не каждый серийный автомобиль – настолько своеобразен и современен новый фирменный стиль американской легенды. По иронии судьбы, именно массовая продукция флагманской марки концерна GM сегодня является наиболее перспективной. Ведь проект по запуску в серию представленного в Москве гибрида Cadillac Converj уже полгода как объявлен закрытым. По мнению руководства GM, люксовое купе на платформе Chevrolet Volt получилось бы слишком дорогим, а потому путь на конвейер ему заказан. Зато москвичи и гости российской столицы смогли своими глазами увидеть прототип, послуживший донором дизайнерских решений для расположенного рядом купе Cadillac CTS и других современных Кадиллаков.
Пока непонятны перспективы и другого гибридного концепта, построенного на агрегатах все того же Chevrolet Volt (он же Opel Ampera) – Opel Flextreme GT/E. Хотя создатели обещают ему менее 9 секунд разгона до «сотни» и максимальную скорость более 200 км/ч, для экстрима этого все же маловато. Скорее всего, судьба прототипа ограничится демонстрацией перспективных энергосберегающих технологий.
Эффектный дизайн автомобиля хоть и не блещет стопроцентной оригинальностью, зато предельно функционален: коэффициент лобового сопротивления составляет всего 0,22. Оптимизация воздушных потоков достигнута за счет малой высоты кузова (всего 1308 мм), плоского днища и активных боковых спойлеров, которые выдвигаются из задних крыльев на скорости выше 50 км/ч.
Гибридная силовая установка E-REV, состоящая из электромотора, 1,4-литрового двигателя и батареи литий-ионных аккумуляторов, обеспечивает автомобилю 60 км «чисто электрического» пробега. А если для подзарядки батарей использовать бензиновый мотор, то запас хода увеличится в разы, а средний расход топлива составит всего 1,6 л/100 км.
Электрическая тема поддержана и на стенде Renault. Здесь посетителям выставки предложено полюбоваться на концептуальный седан Fluence Z.E., серийная версия которого уже в первой половине 2011 года пойдет в производство на турецком заводе компании. Концепт делит агрегаты с обычным Флюенсом, но в движение его приводит электромотор мощностью 95 л.с. который питается от литиевых аккумуляторов. Для размещения последних кузов автомобиля пришлось растянуть на 200 мм. Пробег между зарядками батарей составляет 160 км.
Многим ли интересна эта информация? Рискнем предположить, что нет. Для нас куда более важно, что у Логана наконец-то появился четырехступенчатый «автомат».
Самым эффектным французским концептом следует безоговорочно признать GT by Citroen — даже несмотря на то, что этой осенью ему стукнет уже два года. Кто-то из посетителей Крокус-Экспо скорее всего не только знает этот автомобиль в лицо, но и имел шанс погонять на нем на гоночной трассе. Конечно, речь идет не о реальных, а всего лишь виртуальных дорогах – «ездовая презентация» Citroen GT прошла в игре Gran Turismo 5, популярном автосимуляторе для игровой приставки Playstation. Огромный (длина – 4960 мм, ширина – 2080 мм и высота – 1090 мм) футуристичного вида суперкар в игровой версии щеголял мощнейшей и одновременно экологически чистой силовой установкой на топливных элементах. А вот способен ли самостоятельно передвигаться выставочный образец – вопрос, похоже, открытый.
Наконец, пара слов о последнем из представителей большой французской тройки – компании Peugeot. Здесь первую скрипку сыграл элегантный родстер SR1, в котором воплощены представления дизайнеров о будущем фирменном стиле французских «львов». Впрочем, дизайнерская мысль не стоит на месте: пока концепт добирался до России, успел увидеть свет прототип нового французского флагмана — концепт-кар 5 by Peugeot. А его серийное воплощение – седан Peugeot 508 – уже готов к парижской премьере.
Само-собой, как и любой уважающий себя концепт, Peugeot SR1 начинен гибридным «фаршем». Силовая установка Hybrid4 состоит из 1,6-литрового бензинового турбомотора мощностью 218 л.с. и 95-сильного электродвигателя. Заявленный расход топлива составляет 4,9 л на 100 км.
Гибридным приводом оснащен и один из наиболее красивых шоу-каров, которые можно было увидеть в Москве – купе Infiniti Essence. Его бензиновый двигатель и электромотор выдают на двоих целых 600 л.с. Но интересен автомобиль в первую очередь набором инновационных решений в области безопасности. Система помощи для удержания дистанции Distance Control Assist (DCA), система предотвращения смены полосы движения Lane Departure Prevention (LDP) и системы предотвращения наезда сбоку и сзади Side Collision Prevention (SCP) и Back-up Collision Prevention (BCP) в будущем появятся на серийных моделях Infiniti. Для новой концепции безопасности, в котрую объединены перечисленные электронные помощники, японцы даже придумали специальное название — Safety Shield, «Щит безопасности».