Новые штрафы, новые законы…

В канун новогодних праздников как нельзя более актуально прозвучало заявление замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина, сделанное чуть больше недели назад. Похоже, уже со следующего года водителям разрешат садиться за руль с минимальным содержанием алкоголя в крови…

По предварительным данным, предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя составит 0,3 промилле. Цифра, в общем-то, весьма скромная, если учесть, что в большинстве стран Евросоюза, где подобные меры действуют уже давно, норма составляет от 0,5 до 0,8 промилле – в зависимости от страны. В той же Франции для любого автомобилиста не считается дурным тоном пропустить бокал «Шато-Марго» во время обеда…

Известно, что в выдыхаемом воздухе абсолютно трезвого человека содержатся некоторые бактерии, на которые алкотестеры могут прореагировать. Скажем, из-за несвежего дыхания прибор может выдать ложный результат. Доказать свою невиновность в такой ситуации ранее не представлялось возможным. Оставалось лишь ругаться с гаишниками и требовать показать сертификат на алкотестер. А причиной того, что прибор показал наличие алкоголя в крови, может быть хотя бы то, что водитель выпил тот же кефир. Однако при общении с инспектором стоит быть внимательным: нередко при отказе подуть в трубку на месте водителю дают подписать некий «протокол», который на самом деле является вашим отказом от освидетельствования в медицинском учреждении.

В любом случае, для медицинского освидетельствования нужно ехать в поликлинику. Резонно возникало два вопроса – в какую и как туда добираться — своим ходом или в «душевной» компании стражей порядка? Естественно, инспекторы отвозят водителей в «свои» клиники, где в протоколах «своя» медсестра выносит «правильное» решение.

Плюсы новой законодательной инициативы, которая будет вполощена в реальность не раньше лета будущего года, очевидны – гаишники больше не смогут наживаться на расплывчатости закона «об остаточных явлениях» — именно его невнятность служила причиной многочисленных взяток, а порой и вымогательства со стороны несознательных инспекторов… Закон вообще был удивительно непроработан. Хотя малейшее отклонение в показаниях могло стать поводом для лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет (а с 1 января – и до 3 лет), в случае отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения можно было отделаться штрафом в 2000 рублей… Впрочем, скорее всего в эту статью Госдума внесёт изменения — будет введена аналогичная мера (временное лишение водительского удостоверения). Хочется надеяться, что одновременно с этим придадут огласке и полный список всех учреждений, в которых будет проходить медицинское освидетельствование.

«Новое постановление будет предусматривать освидетельствование водителей, как в органах здравоохранения, так и сотрудниками Госавтоинспекции», — заявил Владимир Кузин. Освидетельствование на месте будет проходить с помощью новых алкотестеров, которыми предполагается вооружить всех инспекторов. Модернизированные приборы будут оснащены функцией памяти и мини-принтерами. «При сдаче прибора в дежурную часть ГИБДД будет сниматься память, и количество освидетельствований должно соответствовать количеству составленных актов. Степень опьянения будет определяться с учетом погрешности прибора», — уточнил Кузин.

Сейчас во многих аптеках можно купить индивидуальные сертифицированные алкотестеры. Стоят они от 200 рублей (самая популярная модель у работников дорожной службы – оно и понятно соотношение цена/качество прослеживается невооружённым глазом) и до 40 тысяч рублей, но это уже профессиональные модели, которым и в поликлинических центрах то не пользуются. Средненький алкотестер полезно иметь при себе после посещения какого-нибудь кафе или ресторана, где можно выпить, скажем, чашечку кофе с коньяком. Дыхнул, проверился, всё в порядке – смело за руль. Главное — не злоупотреблять таким кофе.

Однако все ли в порядке с сознательностью самих автовладельцев? Где грань между желанием инспекторов нажиться в период масштабных общенародных гуляний и реальной заботой о безопасности движения? Зная российский менталитет, будет наивно рассчитывать только на ответственность наших автовладельцев. Так, если в некоторых городах Голландии убрали разметку с дорог, и это привело к повышению внимательности и дисциплины водителей, то в России, скорее всего, это привело бы к глобальным пробкам и авариям. Поэтому многие эксперты встретили новую инициативу, мягко говоря, настороженно. «Пусть они сначала попытаются принять эту норму, а мы потом скажем, что все это чушь», — заявил один из наркологов.

Но вот что точно ждет уже 1 января едва пришедших в себя после празднования Нового года автовладельцев, так это новые штрафы… Увы, благодаря им машина из средства передвижения вновь становится роскошью – несмотря на все еще большую доступность кредитных программ…

Судите сами: за езду с непристегнутым ремнем безопасности придется выложить 500 рублей против 100 раньше… Более строго будет караться превышение скорости: если раньше ехать на 10 км/ч больше дозволенного можно было вполне законно, то теперь для подобных случаев предусмотрен штраф в 100 рублей. Ну а верхняя планка штрафа за превышение – все 2,5 тыс. рублей (или же лишение прав на 4-6 месяцев) против 500 рублей раньше.

Ощутимо? И это только основные цифры, денежно караться теперь будет еще множество мелких нарушений, за которые раньше следовал лишь устное предупреждение… Так что, вполне возможно, что введение нормы 0,3 промилле, по сути растормаживающее водителя, придется стражам порядка только на руку. После бокала вина водитель хотя и немного, но потеряет чувство ответственности – а значит, станет более легкой добычей инспекторов. А вот повысится ли безопасность движения при подобном подходе – это вопрос…

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко