ТО в обход «официала» — лишение гарантии?

Представим ситуацию: вы купили автомобиль у официального дилера, автоцентр был через дорогу. Все хорошо, машина служит верой и правдой, пришло время для первого ТО. Но тут кризис – лишних денег нет, хочется сэкономить, и обслуживаться у официала нет никакого желания. Проще поехать к рукастому знакомому мастеру, прикупив пред этим оригинальные расходники. Однако все вокруг стращают: снимут с гарантии. Знакомо? Еще бы! Но так ли уж четко мы понимаем значение термина «гарантия». Очевидно, что нет.

Существует два вида гарантии — гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля, и в случае обнаружения в автомобиле недостатков потребитель вправе требовать безвозмездно их устранить (ст. 19 закона "О защите прав потребителей", ст. 477 ГК РФ).

Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что единичная поломка произошла по вине автовладельца, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии.

Лишить гарантии производителя могут лишь при условии, что поломка произошла из-за некачественного обслуживания или непригодной детали, однако доказать это можно лишь при помощи специальной экспертизы. И то – речь идет не об абстрактном снятии с гарантии, а об отказе в гарантийном ремонте поломки, вызванной установкой оборудования. Так что полное снятие с гарантии – миф, поскольку это было бы прямым нарушением статьи 6 Закона о защите прав потребителей — "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". На вашей стороне – закон, обязующий производителя заменить деталь, которая заведомо была неисправна по вине производителя этой самой детали.

Собака зарыта в одном нюансе. Проводить гарантийные ТО имеют право лишь сертифицированные дилерские центры. При каждом обслуживании у официала в сервисной книжке ставится печать, которая и является свидетельством вовремя и качественно выполненных работ. Кроме того, на каждой детали есть серийный номер, доказывающий ее подлинность.

Производитель, естественно, предполагает, что "офицалы" делают всё правильно и в соответствии с указаниями (проверки, типы масел и проч.), и если что-то поломалось — должны менять по гарантии, ибо машина обслуживалась как надо и в теории должна быть исправна.

Абсурдная, на первый взгляд, ситуация: из-за заводского дефекта вышла из строя турбина. Это ни коем образом не зависит от того, какое масло вы залили в двигатель и где это сделали. Однако готовьтесь: вам всерьез повозиться, доказывая, что это не могло стать причиной поломки. Причем в данном случае отсутствие печатей о своевременно пройденном ТО у официала станут одним из основных аргументов не в вашу пользу. Напротив, если же таковые отметки имеются, то за качество и соответствие масла вы никакой ответственности не несете.

Каждый из нас — свободный человек, и никто и никогда не имеет права ему навязывать что-либо. Однако на деле свобода в этом случае как раз соблюдается: производитель и не собирается вам навязывать, у какого дилера обслуживаться и обслуживаться ли вообще. Просто в случае возникновения неисправности без авторитетной независимой экспертизы уже не обойтись. Причем если ее результат окажется не в вашу пользу, платить за услуги экспертов придется из собственного кармана. Если же экспертиза подтвердит вашу правоту, то представитель автопроизводителя будет обязан в судебном порядке заменить неисправный агрегат.

В любом случае, формально закон на вашей стороне, однако практика делопроизводства такова, что большинство из нас вполне логично решает: лучше не связываться. И либо сознательно выбирает только б/у, либо – ездит к официалам и переплачивает.

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко