Несмотря на то, что ремни безопасности являются по сути основным средством, способным предотвратить трагедию, ими пользуются далеко не все и не всегда. Да и — к сожалению — это знают уже совсем немногие — ремни помогают лишь тогда, когда ими правильно пользуются…
Что же делать? В первую очередь, правильно подбирать одежду и обеспечивать себе удобную посадку за водительским креслом. Пристегиваться всегда и везде. Периодически проверять исправность ремней безопасности. Избегать излишне «низкой» посадки («полулежачего положения), при которой в момент столкновения можно съехать буквально на пол салона, получив при этом травмы позвоночника и головы. Но — что еще важней — в этом случае главным врагом может стать сам ремень безопасности, грозящий тем, что он может врезаться в горло и задушить сидящего.
Не рекомендуется также класть ноги на панель приборов: открывшийся аэрбег (если имеется) может привести к переломам… В случае, если вы управляете классическим американским автомобилем, особенностью которого является раздельные крепления для поясничной и грудной области, — пристегивать оба ремня, поскольку использование лишь одного из них грозит травматическими последствиями, что доказывают многочисленные тесты…
Особенно внимательным нужно быть при перевозке детей. Здесь нужно помнить о нескольких элементарных правилах:
1)перевозить детей в специальных (детских) сидениях. Штатные ремни безопасности лишь повышают травмоопасноcть.
2)не держать детей на руках — при столкновении ребенка удержать, скорее всего, не удастся.
3)самых маленьких лучше перевозить в детском сидении, оборудованном ремнями с пятью точками крепления и установленном спинкой вперед
Теперь об аэрбегах…
Да, подушки безопасности, казалось бы, должны были существенно повысить защиту, однако на деле, защищая голову и туловище водителей, они ставят под удар их ноги и руки. Кроме того, при срабатывании подушек даже на невысокой скорости человек получает удар, идентичный резкому удару кулаком в лицо. Если вы носите очки, вас, естественно, это не может не насторожить… Но, что еще хуже, азид натрия (NaN3), благодаря которому подушка безопасности мгновенно надувается, попадая в глаза, может привести к серьезным заболеваниям, чреватым полной или частичной потерей зрения.
Конечно, производители стремятся сэкономить, и поэтому безопасность автомобилей по-прежнему не идеальна. Оптимальным было бы решение, предложенное концерном Toyota. Речь идет о двухсекционном аэрбеге, который, раздуваясь, создает углубление посередине и распределяют давление сработавшей подушки по другим частям головы, плеч и верхней части туловища. Однако оснащать ими планируют пока лишь некоторые модели Lexus.
Конечно, время не стоит на месте, и уже готовы подоспеть еще более совершенные решения… Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi в Вуппертале, — это целая инженерная симфония. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столкновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Появление новинки намечено на 2010 год, когда будут пройдены все испытания…
Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако автокомпании по-прежнему вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на расходных материалах, так как только это может привести к сокращению затрат. Поэтому еще не один год автомобилистов по-прежнему будут выручать подушки и ремни безопасности, с которыми все же спокойнее, чем без них.
Зачем все это нужно? Ответом может послужить простая картина, описывающая, как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/час совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие. В автомобиле не работают подушки безопасности, никто не пристегнут…
>Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/час.
>Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.
>Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.
>Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
>Спустя 0,068 секунды водитель с силой 9 тонн ударяется о приборный щиток.
>Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельное повреждение черепа.
>Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв.
>Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад.
>Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир — если он тоже не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.
>Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.