Российский автомобильный рынок, по оценкам специалистов, откатился на 4 года назад. Продажи новых легковых автомобилей по итогам первых четырех месяцев упали на 44%, количество выданных автокредитов значительно сократилось. Как реагируют на эту ситуацию автопроизводители? Чем отвечают они покупателю? Как можно охарактеризовать текущее положение и перспективы российского автопрома? С апреля российским правительством запущена система льготного автокредитования. Можно ли уже делать выводы об эффективности такой меры поддержки отечественных автопроизводителей? И когда ждать оживление автомобильного рынка в России? На эти и некоторые другие вопросы попробовали ответить участники конференции.
Мы приводим здесь самые интересные вопросы и ответы.
Вопрос: Какое место отечественный автопром занимает в мировом рейтинге производителей автомобилей?
Ответ: Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
Если считать автомобили всех типов (л/а, г/а, автобусы) то 12-е, статистика по прошлому году такова:
1.Япония — 11,56 млн.
2.Китай — 9,32 млн.
3.США — 8,71 млн.
4.Германия — 6,04 млн.
5.Южная Корея — 3,81 млн.
6.Бразилия — 3,22 млн.
7.Франция — 2,57 млн.
8.Испания — 2,54 млн.
9.Индия — 2,31 млн.
10.Мексика — 2,19 млн.
11.Канада — 2,08 млн.
12.Россия — 1,79 млн.
По легковым тоже 12-е, но там впереди нас Великобритания, а чуть-чуть позади Мексика, остальныке те же, но последосвательность немножко другая.
Вопрос: С точки зрения пессимистичного ценария, к чему приведет банкротство Chrysler и GM?
Ответ: Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
В Америке банкротство — это отработаная процедура. В итоге снемятся собственники, неэффективные проекты и направления закроются, наиболее сильные и прибыльные направления останутся. Тяжелее всего в этом процессе (кроме собственников) будет кредиторам. Ну и еще, определенные неудобства возникнут у тех, кто сделал не очень дальновидный шаг, типа покупки оборудования для сборки Volga Siber.
Вопрос: Уважаемые эксперты! Какова закредитованность автодилеров и автопроизводителей на текущий момент? Возможен ли сценарий начала распродаж при ухудшении экономической конъюнктуры?
Ответ: Павел Жилко, директор по продажам «Атлант-М Тушино» Skoda
Самое страшно уже позади. Массовые распродажи заканчиваются, рынок постепенно подходит к новой точке равновесия спроса и предложения. Да эта точка много ниже докризисной, да цены в рублях очень выросли и спрос по понятным причинам упал. Но рынок не умер, на нем осталось много сильных игроков, кто-то выстоял, кто-то нет, но, повторюсь, худшее уже позади. Сценарий распродаж действительно возможен, но в каких-то единичных случаях, когда тот или иной дилер будет решать свои локальные задачи. Вряд ли это будет общим трендом
Вопрос: Так почему бедные и несчастные правительства западных стран поддерживают спрос на новые авто компенсируя 2000 евро, а наши господа продолжают наживаться на собственных гражданах компенчируя часть автокредита? При этом процентная ставка банка в европе значительно ниже нашего горе автокредита.
Ответ: Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
Вводить такие меры стимулирования рынка как в Германии могут страны только с очень сильной экономикой. В этом году только на одну эту программу (за утилизацию 2,5 тыс. евро) будет потрачено 5 млрд. Евро = 220 млрд руб. У нас на субсидии по автокедитам в сто раз меньше — 2 млрд. руб.
Вопрос: Здравствуйте!Интересует судьба Газа, как Вы оцениваете текущую ситуацию и каковы шансы избежать банкротства?
Ответ: Константин Романов, аналитик ИК «ФИНАМ»
Ситуация в компании остаётся тяжёлой: по некоторым данным, за январь-апрель объёмы производства сократились на 60%. При этом долг Группы «ГАЗ» составляет 45 млрд. рублей. Компания получает отрицательную операционную прибыль при таких объёмах производства. Сейчас Группа «ГАЗ» ведёт переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности на 5 лет. 10 из 12 банков уже дали своё согласие на реструктуризацию, так что вероятность банкротства компании существенно снизилась. Тем не менее, по нашим прогнозам, в течение 3 ближайших лет Группа «ГАЗ» не будет получать чистую прибыль
Ответ: Алексей Лазарев, директор по маркетингу «Атлант-М Тушино» Skoda
Кстати, первую волну нашествия китайских автомобилей можно считать не успешной (в России) по той же причине — пытались конкурировать по ценам. А для успеха продаж автомобилей также необходимо обладать умениями быстро разворачивать и развивать дилерскую сеть, поддерживать гарантийные обязательства, обеспечивать сервис постгарантийных машин. Без этого — больших объем продаж не добиться.
Вопрос:Что теперь японцы и корейцы будут делать со своими подержанными машинами? Не получится ли, что через некоторое время они будут их отдавать на вывоз в Россию даром и перекупщики вновь выйдут на рентабельность?
Ответ: Константин Романов, аналитик ИК «ФИНАМ»
Надо сказать, что Россия не является основным потребителем подержанных автомобилей из Японии и Кореи.
Вопрос:Поясните ситуацию по «ИжАвто». очень противоречивая информация поступает в последнее время. Как вы считаете, завод спасут?
Ответ: Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
Я лично бумаю, что «ИжАвто» станет первым банкротом российского автопрома. Спасать не будуут, потому что он «не из той песочницы», точнее вообще не из песочницы, а из под «Сока». Что с ним будет в дальнейшем я не знаю, думаю, что скорее всего отдадут «Ростехнологиям» за 3 коп. Но там еще надо разбираться с долгами. В тоже время на его примере можно будет обкатывать процесс банкротства. Возможно эта процедура пригодится и для других.
Цепной реакции с эффектом «домино» из-за ИжАвто ни в автопроме, ни в Удмуртии не будет. Потому что это одна из крайних фишек, а не центральная.
Вот если бы обанкротили АВТОВАЗ, то тогда была бы цепная реация на несколько сотен предприятий и по Самарской области и по всей стране, с коллапсами в некоторых городах, где поставщики ВАЗа являются градообразующими предприятиями.
Вопрос: Есть ли хоть какойто шанс у АвтоВАЗа в долгосрочной перспективе?
Ответ: Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
АВТОВАЗу прежде всего надо выжить в краткосрочной перспективе. По моему мнению, если в ближайшие полгода АВТОВАЗ не восстановит продажи до прежнего уровня в 50-60 тысяч машин в месяц, то его ждет банкротство. И никакие госсредства при этом не помогут, а инвесторы не дадут ни копейки. И только после восстановления продаж до приемлемого уровня можно будет говорить о долгосрочных перспективах.
Говорить об этом мне очень больно, потому что живу и работаю я в Тольятти, и вижу как на глазах «хилеет» город и «тухнет» оптимизм в глазах коллег.
Полный текст дискуссии читайте на http://www.finam.ru