Наибольшее число угонов, по данным министерства внутренних дел, приходится на отечественные автомобили — более 60% угоняемых машин — российского производства. Наибольшей популярностью у злоумышленников пользуются новенькие Лады 2110, Самара, Приора и Шевроле Нива.
Около 48 тысяч автомобилей (менее 40%) были возвращены владельцам. По мнению независимых экспертов, эти цифры сильно завышены, а реальная статика найденных и возвращенных автомобилей — менее 10%, к тому же, далеко не все автолюбители обращаются в милицию, не веря в то, что им там хоть чем-то смогут помочь.
Тем не менее, официальная статистика внушает оптимизм. Число угонов снизилось в этом году на 6,5%, эксперты сходятся во мнении, что этому способствуют совершенствующиеся год от года противоугонные устройства, растет и профессионализм угонщиков. Все больше угонов совершается организованными преступными группами по заранее отлаженным схемам, число же «вольных художников» значительно сократилось.
Какие же марки автомобилей предпочитали угонщики? Среди иномарок одно из самых высоких мест удерживает Volkswagen Passat. В среднем, двое владельцев теряют свои "Пассаты" ежедневно. За месяц же угоняется более 110 автомобилей этой марки. Спрос на Пассат настолько высок, что «уводят» абсолютно все модели — и новые 2007 года, и девятилетние, в кузове В5. Похитители также не равнодушны к БМВ 5ой и 7ой серии, Nissan Primera, Toyota RAV4 и Camry, Audi 100, Mercedes E-classe.
В большинстве случаев угнанные машины в течение нескольких дней переправляются за границу, что осложняет их поиск. На похищенных машинах перебивают номера VIN, после чего установить владельца практически не возможно. Вот почему МВД приняло решение наносить в обязательном порядке дополнительную маркировку на различные агрегаты и узлы автомобиля. С помощью этих мер, как предполагается, будет легче распознать автомобиль. Данная система уже много лет успешно работает в Австралии. Маркировка надежна и не вредит автомобилю, а время идентификации сокращается до 1ого месяца. При нынешней же технологии (если даже машину и удается идентифицировать), то занимает это не менее полугода.
Ужесточение наказаний за это преступления, как считают в департаменте БДД МВД России, станет более радикальным способом борьбы с угонами. В частности, юристы предлагают исключить термин «угон» как состав преступления из УК РФ, а квалифицировать незаконное завладение транспортным средством как хищение по статьям 158-161 Уголовного Кодекса.
Однако, как заявляют в прокуратуре, такое изменение будет неверным шагом. Под действие УК не будут попадать множество случаев. В частности, завладение транспортным средством без целей хищения. Если можно будет доказать, что угонщик не посягал на право собственности, он избежит ответственности.
Так что пока власти думают над решением проблемы угонов — нам, простым автолюбителям, необходимо самим заботиться о сохранности имущества. Страховка, установка различных противоугонных устройств, охраняемые парковки, конечно, не панацея, но позволяют существенно снизить риск угона или минимизировать ущерб.