Всю прошедшую неделю автомобильную общественность трясло и лихорадило на предмет будущего послекризисного устройства автомира. Судьбы автомобильной индустрии активной муссировались в СМИ – а мы наблюдали за прогнозами и пророчествами, затаив дыхание.
Что же мы увидели?
Начнем с того, что долгожданного слияния Volkswagen и Porsche так и не случилось – после покупки 51% акций у потомков и преемников великого конструктора и так проблем навалом. Вместо этого решили создавать новую корпорацию – в которую войдут сразу 10 брендов, включая аффиллированные «народной маркой» Bugatti и Bentley. Какое имя придумали новой автоимперии — пока не сообщается.
Но вот уж кто точно стал главным ньюсмейкером недели, так это дуэт Генерального директора Fiat Серджио Марчионне (которого почему-то многие авто СМИ умудрились обозвать Серджио Марриконе, смешав Сержио Леоне и Энио Марриконе) и Президента группы FIAT Лука ди Монтеземоло, известного всем по гонкам класса Формула 1.
Судите сами: не успел американский автоконцерн Chrysler добровольно объявить о банкротстве, как итальянцы – тут как тут. Пронырливый Марчионне сотоварищи вступили с инициативой создать новую компанию, которая станет частью масштабного глобального альянса. В нее, по планам, войдут FIAT, Opel и SAAB. Последних двух, как ясно, уведут под белы ручки из доживающего свое GM, о банкротстве которого, как предполагается, объявят уже 1 июня.
Что же это значит на деле? Новая компания, которая будет создана на месте прежнего Chrysler, сделает ставку на компактные модели, разработанные FIAT. Итальянские двигатели и автокомпоненты будут производить на заводах Chrysler в США. По сути, славную некогда марку превратят в артель по производству запчастей.
Впрочем, что бы там ни вышло с Крайслером, Опель такому повороту событий воспротивился, а в Сааб вообще отрицают факт переговоров. Дескать, на шеведский бренд претендуют 10 покупателей, но среди них нет FIAT.
Реакция немцев и шведов – понятна. В Европе продукция этих брендов рассчитана на одну нишу и одного покупателя, в случае объединения речь идет не о сотрудничестве, а о поглощении. Под шумок. За счет Опеля итальянцы не прочь поправить свои дела. А потом, чего таить, можно и китайцам сплавить по дешевке. Похоже, итальянцы всерьез надеются на этот мировой передел и метят в транснациональные корпорации. Может статься, решение о банкротстве Крайслера – дело рук итальянских мафиозных кланов, пролоббировавших его в администрации президента и Конгрессе?
Именно поэтому и SAAB, и Opel дальнейший шаг делать не торопятся – и присматривают с к другим потенциальным покупателям, в числе которых и холдинг Renault-Nissan, и канадский производитель запчастей Magna International. Где-то неподалеку крутится, словно хищник, почуявший кровь, и Олег Дерипаска — владелец ГАЗ, у которого дела идут в последнее время, прямо скажем, неважно.
Не будем питать иллюзий: благородных намерений нет ни у кого. В смутные времена каждый хочет урвать кусок повкуснее и побольше, чтобы в сытные еще долго откусывать по кусочкам.
И только последние из Могикан, кто еще не поддались общей тенденции глобализации, — это Mercedes-Benz и BMW. Но и над ними сгущаются тучи. По данным Bloomberg, баварский концерн понес в первом квартале 2009 года убыток в €152 млн., тогда как в первом квартале прошлого года закончился с прибылью в €487 млн. Но и это выглядит несерьезно, если сравнить с убытками за аналогичный период у главных конкурентов Mercedes-Benz: в первом квартале этого года составил €1,2 млрд.
Пока они держатся и не с кем не вступают в союз, разве что – друг с другом. Но надолго ли их хватит?