В 1974 году, через год после всемирного нефтяного кризиса, вступила в действие новая программа развития автомобильного направления компании Bosch, получившая название 3S. Три источника и три составляющие этой программы звучат как sicher, sauber, sparsam – «безопаснее, экологичнее, экономичнее».
Компания Bosch разработала и выпустила на рынок целый ряд автомобильных систем активной и пассивной безопасности, первыми из которых стали антиблокировочная система ABS – в 1978 году ее получили модели Mercedes-Benz W126 и BMW 735, а также устройство управления подушками безопасности, внедрение которого датируется 1980 годом.
Экологическая часть программы 3S представлена разработками, направленными на снижение вредных выбросов автомобильных двигателей. Деятельность Bosch в этой области имеет долгую историю: еще в 1950 году компания опубликовала брошюру под названием Gefahr im Dieselqualm («Опасность в дизельном чаду»), где рекомендовалось тщательнее регулировать насосы впрыска. Развитие природоохранных технологий Bosch ведет отсчет с 1967 году когда на рынок была выпущена электронная система бензинового впрыска D-Jetronic. Автомобиль Volkswagen 1600E с такой системой стал первой в мире моделью, соответствовавшей предписаниям новых законов о выхлопных газах.
С этого началось быстрое распространение электронных систем управления дизельными и бензиновыми двигателями, позволявших неуклонно снижать объем вредных выбросов в соответствии с постоянно ужесточавшимся экологическим законодательством. Концерн Bosch в сотрудничестве с компанией Volvo сумел первым в мире решить эту задачу благодаря созданию лямбда-зонда в 1976 году.
Это небольшое металлокерамическое устройство, необходимое для очистки автомобильного выхлопа при помощи трехканального катализатора. Лямбда-зонд определяет содержание кислорода в выхлопных газах перед катализом, а в соответствии с результатами этих измерений электронный блок управления впрыском изменяет состав воздушно-топливной смеси таким образом, чтобы получить значение λ(лямбда)=1 (14,66 кг воздуха на 1 кг топлива).
Только такая или очень близкая пропорция позволяет добиться полного сгорания смеси и, соответственно, оптимальной очистки выхлопа катализатором. Этот небольшой датчик вносит определяющий вклад в сокращение эмиссии двигателя, делая возможным использование трехканального катализатора, который, в свою очередь, уменьшает объем вредных выбросов на 90%. В настоящее время лямбда-зондом оснащены почти все новые легковые автомобили с бензиновым и дизельными двигателем в мире.