К сожалению, эксперты едины во мнении: в 2009-м автомобили будут дорожать, а автокредиты по-прежнему останутся малодоступными. Впрочем, адекватно оценить обстановку можно будет лишь в марте – первый квартал уйдет на «раскачку».
Согласно пессимистичному прогнозу, которого придерживается «Автосатат», российский автомобильный рынок серьезно откатится назад. Так, продажи автомобилей могу упасть на 20% и и вернуться тем самым к уровню 2006 г. Как следствие — дефицит ликвидности и рост расходов, с которым автопроизводители и дилеры будут бороться жесткой экономией. Будет заморожено множество проектов — таких, как строительство автозаводов или постановка на конвейер новых моделей. Так, уже на неопределенный срок отложено производство модели «Мондео», а АвтоВАЗ сдвинул начало сборки моделей Renault и Nissan на 2010-2011 гг. Участятся и вынужденные отпуска для сотрудников.
Неудивительно, что снизится и импорт. Во-первых, производители сокращают производство по всему миру. Во-вторых, вследствие этого неизбежно повышаются цены. Наконец, с 10-11 января вступило в силу постановление правительства, существенно увеличивающее импортные пошлины на автомобили. Автоконцерны будут всячески стремиться переложить на потребителей рост расходов. Ожидаемый рост цен для иномарок – 10-15%, а вот в смысле импорта. Напротив, ожидается сокращение.
Впрочем, здесь аналитики не столь единодушны. По мнению одних, в первую очередь сократится импорт б/у автомобилей – в среднем на 10-15%, в то время как импорт новых машин не сократится или даже увеличится. Другие настроены более пессимистично и обещают скоращение всем.
Что касается автокредитования, то при любом варианте в ближайший год не стоит ждать его восстановления. Ставки будут очень высокие и невыгодные для потребителей, и изменится ситуация, скорее всего, не раньше последнего квартала 2010 года.