Постройка заводов отменена по причине кризиса

Еще совсем недавно Минэкономразвития заявляло, что заключение договоров и соглашений о сборке автомобилей и их компонентов будет возобновлено, его намеревались продлить до 2009 года. Приоритетным направлением развития правительство и автопроизводители считали Дальний Восток, и большинство отечественных предприятий уже изъявили о готовности открыть новые промышленные зоны на неосвоенных территориях, однако возведение заводов, по всей видимости, в ближайшее время ждать не стоит – инвестиционные проекты по созданию нового производства заморожены.

Помнится, в рамках недавнего вступления в ВТО Россия брала на себя обязательства не подписывать никакие соглашения, касающиеся промышленной сборки. Исходя и требований ВТО, наша страна должна была снизить таможенные пошлины на автомобили до уровня 15% уже к 2015 году. А немного позже Игорь Шувалов первый вице-премьер сообщил, что если вступление в ВТО будет откладываться и далее на неопределенное время, то механизм заключения соглашений по промышленной сборке, скорее всего, возобновят.

Чиновники сдержали свое слово, и на прошлой неделе объявили о том, что в связи с прогнозируемой задержкой (по причине недавнего грузинского конфликта), приказ о возобновлении права льготного режима промышленной сборке автопроизводителям будет подписан в ближайшее время.

Предположительно сообщалось, что заявки от производителей будут принимать до 31 декабря текущего года, но, тем не менее, тот факт, что правительство соберет новый инвестиционный портфель за ближайший год – все же маловероятен. О своей готовности открыть новые предприятия первыми заявили Sollers и АвтоВАЗ, считая Дальний Восток самым перспективным регионом на ближайшее будущее. Отечественные производители намеревались выпускать там модели Ssang Yong и Nissan. ТАГАЗ также изъявлял намерение открыть производство Hyundai для Северной Осетии, но судьба этих проектов на ближайшие несколько лет уже предопределена.

Аналитики толкуют о том, что в ближайшие годы сбыться этому не суждено, так как время для реализации этих идей выбрано не удачно и компании, вероятнее всего, сами откажутся от своих намерений. В частности, Кирилл Ткаченников специалист ФК ‘Открытие’ отметил, что, если бы сроки принятия заявок немного продлили, то для автопроизводителей это сыграло бы колоссальную роль и помогло бы им в локализации производства, что означало бы для них в будущем удержание роста себестоимости. Что же касается крупных отечественных автопроизводителей, таких как Sollers и ВАЗ, то их планы наверняка будут отложены в связи с возникшими проблемами в сфере автокредитования.

Поддерживает мнение коллеги и аналитик специалист компании ИК ‘Финам’ Константин Романов. По его мнению, вероятность того, что эти проекты в ближайшее время приниматься не будут — практически абсолютная (под ближайшим временем подразумевается срок до полугода). В нынешних условиях, — объясняет Константин – автопроизводители не в состоянии привлекать кредитные ресурсы, а без них, как известно, строительство невозможно. К тому же платежеспособный спрос будет снижаться в ближайшее время, посему автопроизводителям не имеет смысла создавать дополнительные ресурсы, расширяя мощность.

Уже сейчас доподлинно известно, что спрос на автомобили падает. По сравнению с октябрем прошлого года продажи автомобилей в России составляют около 210 000, в то время как в прошлом году показатель превышал 234 000. И действительно, какой смысл строить дополнительные заводы, если общий спрос сейчас падает?
 
Отказ от намеченных проектов позволит компаниям сэкономить необходимые в данный момент денежные ресурсы — отмечает аналитик Роман Ткачук, представляющий компанию ‘Цэрих Кэпитал’. В нынешних условиях, — добавляет Роман – нехватка оборотных средств и снижение спроса заставит автопроизводителей отказаться от части инвестиций.

Но вместе с тем аналитики отмечают, что АвтоВАЗу практически удалось договориться с правительством о привлечении госкредита в размере 26 млрд. рублей, нюансы между сторонами в настоящее время обговариваются. Благодаря этим средствам проект компании в Комсомольске-на-Амуре все же получит свое развитие – уверены эксперты, хотя и не сразу. А вот у Sollers не все так благополучно, их проект в Хабаровском крае заморожен на неопределенное время…

В условиях кризиса автопроизводители будут восстанавливаться в большинстве своем самостоятельно, кому-то, возможно и поможет государство, а кто-то прекратит или вовсе заморозит производство, более слабые, возможно даже уйдут с рынка.

Поделитесь с друзьями
Автор
Ренат Юсупов