В нынешнем году вышла десятая и последняя на сегодняшний день модификация легендарного японского автомобиля Mitsubishi Lancer Evolution, который не нуждается в представлении. Чтобы создать этот практически совершенный автомобиль, инженеры, дизайнеры и конструкторы Mitsubishi проделали длительный и непростой путь, который можно уподобить восточной традиции обходов священной горы Кайлаш. Попробуем и мы пройти вместе с ними по этому мартшруту.
Mitsubishi Lancer Evolution, в котором один из основополагающих законов
Миллионы поклонников во всем мире ценят в Mitsubishi Lancer Evolution прецизионную остроту руля, восхитительную точность реакций, отменную работу подвески и хриплый рев мощного турбодвигателя. Глядя на Evo (как ласково окрестили поклонники этот автомобиль), ни на секунду не усомнишься в его предназначении — донести до обычного потребителя сущность спортивного болида, дать почувствовать не только неуемную силу двухсот восьмидесяти "лошадей", но и ощутить энергию жестких раллийных подвесок, возможности доведенного до совершенства полного привода, побывать в мире совершенно иных ощущений — словом, приобщиться к элите мирового автоспорта.
Однако идея эволюционных модификаций в автомобилестроении возникла еще до появления первой «эволюции» Mitsubishi — в 80-е, во времена расцвета легендарной группы «В», которая просуществовала всего 3 года. Именно в этой группе за очки в раллийном чемпионате боролись самые
Серийный Lancer представлял собой идеальную базу для построения высокоскоростного раллийного автомобиля для WRC: его прочный и жёсткий четырёхдверный кузов со сравнительно большой колёсной базой позволял обеспечить достаточную вместимость. Вобрав в себя многолетний опыт успешных выступлений команды Mitsubishi на раллийных состязаниях
Второе поколение «Лансеров» было основано на том же шасси, что и первое, однако подверглось доработке, позволившей воплотить в нём весь опыт эксплуатации первого поколения в условиях раллийных гонок. И уже третьему поколению автомобилей Lancer Evolution улыбнулась удача: они начали побеждать в мировом раллийном чемпионате.
Пришедшаяся на 1996 год глубокая доработка стандартного «Лансера» обернулась новым витком эволюции и для раллийного прототипа. Автомобиль был значительно изменен. С 1997 года на Lancer Evolution четвёртого поколения устанавливалась очередная усовершенствованная модификация двухлитрового четырёхцилиндрового двигателя 4G63. Усовершенствованию подверглась и трансмиссия. В частности, задний дифференциал стал оснащаться активной системой поддержания курсовой устойчивости (Active Yaw Control), а в качестве переднего дифференциала стал использоваться адаптирующийся к передаваемому крутящему моменту самоблокирующийся (LSD-) дифференциал с косозубой зубчатой передачей.
В 1997 году концерн Mitsubishi принял решение создать автомобиль нового класса путём глубокой доработки хорошо зарекомендовавшего себя Lancer
Lancer Evolution VI получил новое сдвоенное низкопрофильное антикрыло. Максимальная мощность двигателя рабочим объёмом 2,0 л не увеличилась по отношению к двигателям автомобилям «Эволюшн» предыдущего поколения, однако доработки впускного тракта и системы управления двигателем, а также установка турбонагнетателя с турбиной из титанового сплава позволили улучшить динамические характеристик, включая характеристику крутящего момента. Жёсткость кузова Lancer Evolution VI была дополнительно увеличена более чем 130-ю дополнительными точечными сварными швами и установленными в критических местах кузова толстыми металлическими усилителями.
В 2001 году, с выпуском полностью обновлённого седана Lancer Cedia,
Автомобиль отличался полностью новым аэродинамическим обвесом с плавными обводами, а также усовершенствованной трансмиссией, оснащённой доработанными версиями электронных систем распределения крутящего момента и управления сцеплением колёс с дорогой. Улучшение управляемости, достигнутое в автомобилях "Эволюшн" седьмого поколения, во многом объясняется повышенной на 50% по сравнению с предшествующим поколением жёсткостью кузова этого автомобиля. Кроме того, на автомобили Lancer Evolution VII начал устанавливаться новый активный межосевой дифференциал – ACD (Active Center Differential), позволивший обеспечить более эффективное сцепление колёс с дорогой и улучшить управляемость автомобиля при прохождении поворотов. Помимо автоматического режима распределения крутящего момента предусмотрена и возможность принудительного выбора трёх возможных режимов работы межосевого дифференциала в зависимости от типа дорожного покрытия – «асфальт» (tarmac), «гравий» (gravel) и «снег» (snow). Для модификации GSR такая возможность была включена в стандартную комплектацию, а для модификации RS она предлагалась в качестве опции.
От предшественника а/м "Эволюшн" седьмого поколения унаследовал активную систему поддержания курсовой устойчивости (Active Yaw Control system), позволяющую повысить стабильность траектории автомобиля при прохождении поворотов. Причем у "Эволюшн" седьмого поколения обе вышеуказанных системы – ACD и AYC – оказались интегрированы друг в друга.
На решётке радиатора «восьмой эволюции» появилась хорошо различимая эмблема корпорации, а дополнительно оптимизированные обводы кузова, увеличенный бампер новой конструкции, доработанный поддон двигательного отсека и впервые используемый на серийном четырёхдверном седане полностью углепластиковый задний спойлер позволили улучшить и без того неплохие аэродинамические характеристики. Для улучшения управляемости Lancer Evolution VIII получил ещё более прочный и жёсткий кузов. На автомобили Evolution данной серии устанавливалась доработанная модификация двухлитрового шестнадцатиклапанного двигателя 4G63.
В девятом поколении Lancer Evolution не только были собраны все достоинства предшественников, но и внесены изменения, которые сделали этот автомобиль еще совершеннее. Как и предыдущая модификация, «девятка» выступила в трех ипостасях: «стандарт», RS и MR. Комплектации «стандарт» и RS включают в себя пятиступенчатые механические коробки передач, в то время как MR оснащают шестиступенчатой ручной коробкой. MR Edition также получила регулируемые амортизаторы Bilstein и кованые диски от BBS.
Благодаря внедрению в двухлитровый турбомотор 4G63 фирменной системы
Однако в целом Mitsubishi Lancer Evolution IX почти не отличается от предыдущей версии. Не слишком значительную модернизацию Evo IX по сравнению с «восьмеркой» можно объяснить тем, что в уже в нынешнем году японцы представили десятую и последнюю на сегодня «эволюцию» автомобиля, собранную на абсолютно новой платформе гражданского Lancer X. EVO X, оснащенный новой полноприводной трансмиссией Super-All Wheel Control (S-AWC) с традиционными тремя режимами работы (Snow, Gravel и Tarmac), получил активный центральный дифференциал (ACD), активный задний дифференциал с электронным управлением (AYC), а также новую систему стабилизации (ASC), тесно интегрированную с системой полного привода. насколько необходима на по сути гоночном автомобиля эта электронная премудрость – пока неясно.
В любом случае, активное использование электроники оправдано соображениями безопасности, ведь на автомобиль в наиболее «экстремальном» исполнении установлен 300-сильный двухлитровый турбомотор, построенный на базе алюминиевого блока цилиндров (он легче стандартного почти на 20 килограммов). «Базовые» Mitsubishi Lancer Evolution X комплектуются пятиступенчатой «механикой» (в версии RS).
Чтобы активно продвигать имидж Evo в массы и зарабатывать деньги на раллийной славе, Mitsubishi решили пойти по пути Subaru — и продавать «заряженный» Lancer в более укомплектованном, чем раньше, виде. Теперь машину оснащают приличной магнитолой, навигационной системой, боковыми подушками безопасности, ксеноном, датчиками дождя, удобными сидениями и даже подстаканниками (версия GRS)… Кроме того, доступны варианты с автоматической трансмиссией. Возможно, подобная концепция позволит уберечь Evo X и его потомков от разрушительного действия компромиссной логики маркетологов.
Такова на сегодня эволюция модели. Пройдя девять ступеней в ногу со временем, Lancer нисколько не потерял в бойцовских качествах, приобрел в интеллектуальной изощренности и готов подняться на десятую ступень. Философия автомобилестроения, реализованная Mitsubishi Motors в этой модели, оказалась более чем жизнеспособной – японскому концерну удалось создать легенду.