Кризис на автомобильном рынке: мнение экспертов

Автомобильный рынок вскоре насытится – и сегодня это уже ни для кого не секрет. Продемонстрировав за последние 8 месяцев рекордный рост, он столкнулся с объективными трудностями. Предпосылки возникшей стагнации очевидны: мировой экономический кризис, финансовая нестабильность, сокращение выдачи автокредитов, нестабильная ситуация с ценами на недвижимость, удорожание строительных материалов… В минувшую пятницу ИД "Коммерсантъ" созвал представителей питерских автодилеров, экспертов и финансистов, чтобы обсудить назревшие проблемы.

Мнения присутствующих, как водится, разделились. В условиях грядущего насыщения рынка одни сворачивают начатые проекты, другие затаились и выжидают, в какую сторону будет дуть ветер, а третьи и вовсе не видят в происходящем ничего плохого. И даже напротив.

Однако факт остается фактом: большинство банков, стремясь обезопасить себя, отреагировали на кризис повышением процентных ставок по кредитам, а некоторые и вовсе приостановили выдачу автокредитов. В сентябре, по данным петербургских дилеров, банки отказали в кредитах более чем 65% потенциальных клиентов. Уже сейчас ясно, что несмотря на планы к 2009 году понизить ставки до 7-9%, в ближайшее время ничего подобного ждать не приходится. По мнению экспертов, ставку в 18-20% к концу текущего года можно считать довольно оптимистичным прогнозом. Нетрудно посчитать, что за 5 лет выплат по подобной ставке вы отдаете банку стоимость двух автомобилей… А стоит ли игра свеч?

Впрочем, эксперты уверены: если рынок банковских автокредитов в скором времени не восстановится, то его заменит уже существующая практика рассрочки от самих автопроизводителей. Здесь речь идет о 5% — ставке куда более приятной для кошелька автопотребителя. Впрочем, даже сами дилеры готовы взять часть кредитной нагрузки на себя благодаря введению совместных кредитных программ с банками-партнерами. О подобной перспективе говорил Эдуард Маркман, коммерческий директор "Петровского Автоцентра"

Проблема насыщения рынка может иметь и положительные стороны. Правда, сливки собирать будут в основном представители автобизнеса.

Во-первых, кризис приведет не только к повышению ставок — банки станут более осторожными в принятии решений по предоставлению кредитов и ужесточат требования к потенциальным заемщикам. А значит, получат не только барыш в виде лишних процентов, но и в виде гарантированных выплат.

Во-вторых, рынок, в последние годы из-за неэффективной политики дистрибьюторов развивавшийся довольно хаотично, благодаря кризису станет более упорядочен. Произойдет перераспределение рынка по маркам и лидирующим финансовым структурам. Проще говоря – выживут сильнейшие, которые именно в годину кризиса и смогут продемонстрировать свою мощь и авторитет.

Ну а что обычный автопротребитель? Представители дилеров уверены – положительный момент есть и для них. Ярослав Белоусов, член совета директоров Дилерской сети "Лаура", поясняет: некоторые автомобильные бренды, представленные на российском рынке, еще имеют значительный потенциал, поэтому в свете общего насыщения рынка мультибрендовые центры, лучше других адаптированные к кризису, начнут борьбу за клиента. Увеличится качество оказываемых услуг, главным образом – в сфере послепродажного обслуживания. «Ухаживание за клиентом» отныне не будет заканчиваться в тот момент, когда вы подпишите договор о приобретении автомобиля. Происходит перераспределение доходов дилерских центров от sales к aftersales — от продаж к постпродажному обслуживанию.

Генеральный директор автоцентра "Атлант-М Лахта" и вовсе убежден: масштабы кризиса преувеличены, а покупательская способность населения не падает. Зарплаты растут, не отставая от инфляции, а ставки по кредитам сегодня находятся на уровне двухгодичной давности. «Для физического лица сейчас самый благоприятный момент для покупки автомобиля в кредит», — заявляет он.

В чувстве юмора не откажешь.

 

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко