Законопроект, увеличивающий количество категорий в водительских правах, принят в Госдуме во втором, основном чтении. Для получения прав на управление мопедом или скутером водителям придется сдавать экзамены на новую категорию М. Если законопроект вступит в силу, количество категорий транспортных средств в водительских правах увеличится с 5 до 10 штук. И это не считая шести дополнительных подкатегорий.
Права категории М будут выдавать водителям мопедов и скутеров с двигателем объемом менее 50 куб. см. В настоящее время на данную технику права не требуются, и, соответственно, водителей скутеров практически невозможно наказать даже за серьезные нарушения ПДД и аварии. Хотя именно на аварии с участием мопедов, по данным думских депутатов, приходится 22% всех ДТП. Следует отметить, что категорию M автоматически получат водители, уже имеющие права любой категории.
Введение новых категорий и подкатегорий, по мнению авторов законопроекта, обусловлено рядом объективных причин — в первую очередь, расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы. Предлагаемый законопроект позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов.
Так к категории «А», как и раньше, относятся мотоциклы. В подкатегорию «А1» войдут мотоциклы с рабочим объемом двигателя не выше 125 кубических сантиметров, максимальной мощностью не выше 11 кВт, но с максимальной скоростью более 50 км/ч (скутеры и мопеды).
К категории «В», по-прежнему, будут относить автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и с общим количеством мест не более восьми, а также машины с прицепом весом не более 750 кг. Если вес прицепа будет больше, то водителю понадобится новая категория «ВЕ». В подкатегорию «В1» войдут трициклы и квадроциклы.
В категорию «С» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны (плюс прицеп не больше 750 кг). Категория «СЕ» — автомобили категории «С» с прицепом массой более 750 кг. Подкатегория «С1» — автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн, но не более 7,5 тонн (плюс легкий прицеп). Кроме того, к подкатегории «С1Е» предлагается отнести автомобили подкатегории «С1» с прицепом массой более 750 кг, но общая разрешенная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 тонн.
К категории «D» авторы документа отнесли автомобили для перевозки пассажиров с количеством сидячих мест более восьми, помимо сиденья водителя (плюс легкий прицеп). Категория «DЕ» — автомобили категории «D» с тяжелым прицепом, а также сочлененные автобусы. «D1» — автомобили для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест (помимо сиденья водителя), плюс легкий прицеп. «D1Е» — автомобили «D1» с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров массой более 750 кг. Предлагается также ввести новые категории для трамваев — «Tm» и троллейбусов — «Tb».
Отметим, что ко второму чтению депутаты отказались от идеи введения отдельной категории прав для водителей, которые учатся и сдают экзамены на право управления автомобилем с автоматической коробкой передач. Первоначально предполагалось, что в правах у таких водителей будет стоять особая отметка, и соответственно управление машиной с «механикой» считалось бы нарушением.