В наши дни практически каждый импортер автомобилей в нашей стране имеет свой личный центральный склад, на котором хранятся запчасти. Однако с появлением центральных складов мало что изменилось, утверждают автомобилисты, разве что сама система – теперь дилер отправляет заявку на центральный склад, а не закупает запчасти самостоятельно. А на центральном складе первым делом их ждет огромная очередь, в которую выстроились и столичные и региональные станции ТО, ввиду этого очереди растут и на сервисах, люди ждут запчастей на свои автомобили порой месяцами…
Все запчасти делятся на две категории: 1 – запчасти, наличие которых обязательно на центральных складах, к таким запчастям относятся примерно 85%-90% всех деталей, они очень часто используются для планового ремонта после техосмотра текущего модельного ряда и недавно снятых с производства моделей. Теоретически, дилер, заказывая их со склада должен получить их в тот же день, ну или в худшем случае на следующий. Вторая категория включает в себя запчасти, которые заказываются на конкретный автомобиль с определенным идентификационным номером VIN, такие детали в очень редких случаях подлежат замене, это запчасти из группы электронных систем автомобиля, а также части кузова, предназначенные, естественно, под конкретный автомобиль, нередко в группу редких и индивидуальных запчастей входят составляющие коробки передач. На центральном складе таких запчастей нет, они, как правило, заказываются на заводе-производителе. При заказе подобных запчастей у дилера в наличии они должны появиться уже после 14-30 дней после подачи заявки, как правило, средним сроком считается 21 день (или 3 недели) – за это время товар должен пройти через таможню и попасть к дилеру, а уж затем и к вам. Посему, большие сроки ожидания чаще всего связаны именно с заказом таких уникальных запчастей, которых нет в наличии на центральном складе, поэтому на производство поступает заказ на их изготовление и поставку.
Но это все в теории, на практике же все гораздо хуже, дилеры сам подтверждают факт наличия больших очередей на ремонт, но не подтверждают своей причастности к этому, утверждая, что очереди, увеличивающиеся от срока поставки запчастей, растут по другой причине – не учете автопроизводителями в своих системах логистики особенностей российского рынка, они слишком часто обновляют модельный ряд своих автомобилей. Вот как прокомментировал ситуацию Игорь Виноградов директор торгово-сервисного центра “Дмитровка” (Автомир): “Обратите внимание, что в нашей стране срок эксплуатации автомобиля, как правило, превышает этот показатель в других странах, потребитель желает получать качественный и грамотный сервис не только в период гарантийного обслуживания, но и после него, последующие 2-3 года. Показателем успешности производителя считается частое обновление модельного ряда, что собственно и считает своим долгом делать каждое мало-мальски развитое предприятие и с того момента, как происходит рестайлинг авто, все запчасти заказываются только в режиме заявок от дилера, при этом вовсе не исключено, что срок поставки этих запчастей может увеличиться и до полутра месяцев, а это для нашего потребителя считается колоссальным сроком. Во всех других случаях, конечно, безусловная вина дилера”. Чтобы этой системе нормально функционировать необходимо иметь высококвалифицированного специалиста по конкретной марке, способного оценить историю каждой модели и сделать точный расчет для ежемесячного оптимального запаса запчастей, причем учитывая сезонность и множество других факторов. Соответственно, если дилер не располагает в штате такими профессионалами, то очередь будет расти пропорционально квалификации работающих сотрудников.
Аслан Чундаков руководитель отдела запчастей в АвтоСпецЦентре пояснил, что: “время от времени у дилеров случаются трудности, особенно с появлением новых моделей. Дилер, как правило, не держит долго дорогие и плохораскупающиеся запчасти для более старых моделей, посему, если ваш автомобиль давно уже снят с производства, то будьте готовы к тому, что придется долго ожидать поставки запчастей с завода-производителя. Что же касается новых моделей, то зачастую спустя 2-3 месяца после внедрения автомобиля на рынок, отдел логистики уже приходит в норму и начинает справляться с тем объемом, который возникает”. Отсюда напрашивается логичный вопрос, неужели автопроизводители выпускают такие ломучие автомобили, что уже первые несколько месяцев люди едут на гарантийное обслуживание и дилеру приходиться “справляться” с наплывом посетителей? Почему бы не сделать акцент на качестве и не сыграть на этом, быть может, тогда поступлений и жалоб будет меньше?
По оценке российских дилеров, самыми доступными и быстрыми в обслуживании марками являются немецкие и французские предприятия. К примеру, у Peugeot имеется свой центральный склад в России, который полноценно функционирует с 2004 года, также в этом году к ним присоединился еще один “француз” – Citroen. Дилеры в один голос твердят о том, что в последнее время сроки поставки запчастей из Франции в Россию сократились, об этом свидетельствует и действительность, все дело в том, что на центральном складе в Везуле выросла частота отгрузок, это служит весьма серьезным поводом у россиянина для покупки французской продукции, помимо прочих их плюсов. Также не отступает европейцам и японские конкуренты (Mazda, Toyota, Nissan), в основном их безупречно укомплектованные склады, способные без труда обеспечить запчастями российских дилеров также находятся в Европе. После опроса импортеры заявили, что рост эффективности после открытия собственных центральных складов вырос практически на 95%-100%. Произведя несложные математические подсчеты, можно понять, что на европейские склады приходится всего 5%-8% поставок, получается, что статистика говорит нам о том, что всего 5% россиян ждут месяцами ремонта своего авто, казалось бы, это не так уж и много. Что касается китайской продукции, то это отдельная история, господин Виноградов точно подметил, сказав в своем выступлении, что “китайская продукция существенно отстает от этих показателей, наводнив наш рынок однообразной дешевой продукцией, которая по качеству мало отличается от отечественной, они не успевают создать необходимое и соответствующее количество складов под ассортимент и объем производимой ими продукции, правда, лично я считаю, что этот вопрос – всего лишь дело времени, в целом же ситуация на центральных складах и на рынке запчастей оценивается как стабильная и прогрессирующая”.
Впрочем, в данном вопросе не все так оптимистично и безоблачно, следует признать, что наш дилер все-таки лукавит, переводя стрелки на производителя. Невозможно не заметить то огромное число людей, которые сдали свой автомобиль на гарантийный ремонт и живут обещаниями и “завтраками” дилерских мастеров и диагностов, оставляя свой автомобиль на несколько недель, а то и месяцев в стенах сервис-центра. Учитывая эту ситуацию, дилер, кстати, не спешит предлагать в таких случаях клиенту, долгое время ожидающему свой автомобиль услугу подмены автомобиля, выдавая на время ремонта ему новую машину — видимо жадничает. Необходим компромисс, вероятнее всего “на плаву” останутся те дилеры, которые усекут для себя, что при подобном однообразии цен и ассортимента жестоко бороться за покупателя придется, повышая качество сервиса.
Как в идеале должна выглядеть схема отгрузок запчастей с центрального склада? Московский дилер должен получить запчасти потребованные срочным заказом в тот же день, в день заказа, при условии, что заявка была отправлена не позднее 12:00 дня, на утро следующего дня запчасти обязаны быть у дилера, если заявка была оформлена позднее 17:00 предыдущего дня. Что же касается региональных дилеров, то отгрузки происходят на следующий день после заказа, при условии, что он был сделан не позднее 17:00 часов предыдущего дня. Стоимость запчасти всегда уже включает в себя ее доставку – помните это и не идите на поводу у дилера, причем эта стоимость должна быть у всех одинакова, независимо от удаленности дилера от центрального склада. Средний срок доставки стандартных запчастей составляет на данный момент 3 дня, крупногабаритных деталей – 7 дней и более. К сожалению, в реальности картина совсем не такая, что не может не расстраивать нашего потребителя, в комментариях коллектив Autopeople.Ru просит читателя поделиться собственным опытом обслуживания и ремонта у своего официального дилера.