На данный момент уже закуплено все необходимое оборудование, подготовлены специальные площадки для лотов, а также нанят персонал и введен в действие Интернет-сайт для он-лайн торгов (что, собственно, и вызвало такой информационный фурор). Идею вынашивали более двух лет и вот, наконец, настал момент открытия, причем выбрали его неслучайно, четко продумав характер и особенность нашего рынка. Дело в том, что эксперты признают, что в настоящее время российский потребитель не готов к внезапному расцвету цивилизованного рынка вторичной продукции, его рост (рынка) намечен на 2009 год, посему рождение “затактом” является лучшим маркетинговым ходом, сулящим безусловный успех.
Торговля на аукционе является развитым и очень прибыльным механизмом, особенно, что касается автомобильного бизнеса, на данный момент в мире насчитывается порядка 500 аукционов, крупнейшие из которых американские (Manheim, Copard, Adessa) и японские (USS, HAA, AucNet), ежемесячный оборот каждого из них составляет порядка 40 000 автомобилей. Также существуют европейские дилерские сети, которые специализируются именно на вторичной продукции. Основная нестыковка, по мнению экспертов, заключается в том, что специализированные автомобильные аукционы, как правило, нацелены в основном на мощные дилерские сети, профессиональные компании, закупающие автомобили огромными партиями, ввиду соответствия спроса и предложения, и поэтому данный крупномасштабный аукцион может перешагнуть по своей "масштабности" уровень развития сего бизнеса в России. Что же касается именно клиентских Интернет-аукционов, то наиболее крупными из них в настоящее время являются, пожалуй, E-Bay и Yahoo, хотя сказать, что они пользуются особой популярностью у автомобилистов нельзя.
Идея открытия он-лайн аукциона уже несколько лет живет в головах российских дилеров, однако все попытки открытия подобного бизнеса в России увенчались неудачей. Несколько лет назад начинал свое развитие крупный американский аукцион Manheim, открыв свое представительство в России, в настоящее время которое не действует. Также в прошлом году имело место быть и попытка открытия Московского автомобильного аукциона, который располагался на территории Вей-Парк на семьдесят первом километре МКАД, в настоящее время он также закрыт и не действует. До сего момента общедоступного проекта он-лайн торговли машинами в России не было — такого, где бы хватило "места" и профессиональным дилерам, закупающим продукцию партиями и частному лицу, интересующемуся конкретным автомобилем для себя.
Недавно был проведен демонстрационный сеанс-презентация работы сайта, который произвел приятное впечатление на участников благодаря своей информационной доступности и наглядности ресурса, который, кстати, находится “под крылом” одного из самых крупных российских дилеров -Фаворит Моторс, это обнадеживает, быть может, на этот раз рупномасштабная компания не будет обречена на заранее известную россиянам участь.
Система устроена так, что торги выставленного лота проводятся в течение аукционного дня, и каждый лот “уходит” в порядке определенной очереди – друг за другом. Каждый раз перед торгами Фаворит Моторс обещает проводить качественную и тщательную проверку, в которую войдет тщательный техосмотр автомобиля на имеющихся у “ФМ” мощностях, криминалистическая экспертиза, определяющая его историю, оценка реальной стоимости и состояния авто, а также проверка по базам банков, предоставляющая, таким образом, пользователю Интернет-сайта самую достоверную и полную информацию относительно выставленного лота. Автомобиль будет осматриваться в строжайшем порядке, проходя аж 200 пунктов списка технического осмотра. Также каждый лот будет детально отфотографирован на специально оборудованной дилером фото-студии, всего в “портфель” лота будет входить не менее 30 фотографий. На каждый автомобиль будет выставлена оценка общего состояния по 100-бальной шкале, которую изобрели, кстати, тоже японцы, впоследствии она была признана и принята во многих странах мира, как самая эффективная и удобная. Аукционный лист предоставляется посетителю сайта заранее, а непосредственно сами торги будут длиться ровно 30 секунд, за которые покупатель и должен будет принять окончательное решение.
От лица, продающего автомобиль, потребуется же сдать товар на стоянку дилера, представив его на техосмотр и заплатить комиссию в размере 5% от стартовой цены, которую он, кстати, вправе назначить сам. Получается, образуется лазейка выгодная для продавца — чтобы сократить размер комиссии можно назначить минимальную стартовую цену, которая впоследствии подымится до желаемой, получается так? Также для участия в аукционе покупателю требуется заполнить форму-заявку и заплатить задаток в размере 5000 рублей, в случае, если он ничего не приобретет на аукционе, то компания без промедлений вернет деньги в полном размере обратно неудовлетворенному разбалованному покупателю.
Дабы избежать всевозможных взломов и хулиганских действий посторонних лиц, а также самих пользователей в проект внедрена самая современная система безопасности. Технически Yoshida позволит компьютеру автоматически покупать автомобили по заданным пользователем подробным параметрам, а сообщение о том, что желаемый товар найден придет пользователю в виде sms. Более того, на российском аукционе с японскими корнями можно будет покупать и редко-дорогой эксклюзив, подобно тому, как это делается в Европе и Америке. Система на самом деле очень проста, и что самое забавное, весьма не чужда нашему человеку, к примеру, дилер продает какому-нибудь пользователю эксклюзивное и безумно дорогое авто посредством аукциона, а тот без секунды промедления вновь выставляет ее на торги, только уже по “накрученной” цене. Надо сказать, подобный имеет все шансы прижиться и у нас в стране, учитывая опыт “спекуляции” нашего человека.
Фаворит Моторс абсолютно уверены в успехе своего проекта и считают его, безусловно, прибыльным и перспективным, ведь нигде в России человек не мог отдать под реализацию автомобиль за такой смешной процент от продажи – 5%, дилерская комиссия с продажи машины не так давно доходила и до уровня 30%, что просто не укладывалось ни в какие рамки.
Впрочем, следует отметить, что реакция участников вторичного рынка на образование очередного трейдера была весьма скептическая, сразу же припоминая неудачный опыт предыдущих компаний, которые даже не имели возможность и “замахнуться” на виртуализацию продажи подержанных автомобилей, не говоря уже о создании мощного аукциона так сказать в реальном мире. Эксперт в своем деле руководитель департамента продажи б/у автомобилей Major Давид Павлов выразил довольно-таки пессимистические прогнозы в адрес образовавшегося конкурента: “На сегодняшний день наш покупатель не готов к приобретению автомобиля по фотографии, конечно, какой-то интерес у клиенты к он-лайн аукциону поначалу и будет, но даже такая низкая комиссия 5% не способна привлечь постоянных продавцов-частников, такого эффекта, какой существует в США на их аукционах нашим пока, к сожалению, никак не достичь. Специализация Фаворит Моторс больше склоняется к бюджетному сегменту, а владельцы бюджета чаще всего предпочитают продавать свой автомобиль самостоятельно, нежели обращаться за услугами к профессиональному дилеру. Речь в данном случае, прежде всего, идет о таких распространенных моделях как Mazda3, Ford Focus, Mitsubishi Lancer -покупатели на них находятся буквально мгновенно, захочет ли продавец платить лишние 5% в таком случае – большой вопрос. Средний и премиум классы продать уже конечно сложнее, посему владельцы таких автомобилей в зависимости от класса и статуса авто чаще прибегают к услугам автосалонов”.
Позиция опытных специалистов и экспертов в общей картине складывается приблизительно в одном ключе — тот статус, который, к примеру, на наши дни существует у E-Bay добиться российскому он-лайн аукциону будет крайне сложно за несколько лет, не говоря уже о черезчур амбиционном заявлении представителей компании о бурном росте, планирующимся на следующий год. Москва не сразу строилась и ожидать расцвета российского Интернет-проекта за один год как минимум не объективно и слишком пессимистично. Скорее существует вероятность появления внутренних аукционов, которые будут осуществлять процедуры купли-продажи он-лайн между дистрибьюторами, дабы дилеры могли напрямую посредством Интернет совершать покупки и не выезжать “на место” для осмотра товара, это, по мнению большинства экспертов, звучит реальнее, но также нельзя планировать подобный ход уже на 2009 год. В настоящее же время суровая реальность показывает совершенно противоположную картину, опираясь на статистику – порядка 95% всех автомобилей на вторичном рынке продаются из рук в руки, посредством объявлений в Интернете о продаже автомобилей, которые, кстати, все больше и больше находят свое место в настоящее время, а также в газетах. На то есть две весьма логичные причины: 1 – инстинктивное недоверие нашего человека всему, что продается через Интернет-аукционы, да и вообще IT-технологиям; 2 – достоверность информации о товаре в интернете.
Если предположить к какому времени, уровень развития России достигнет той концентрации, когда нам можно будет с легкостью сказать свое твердое “да” цивилизованному он-лайн аукциону, то этот период, скорее всего, не без доли оптимизма можно будет отнести к 2010-2012 году.
А как относиться читатель Autopeople.Ru к продаже автомобилей через Интернет, имели ли вы опыт в покупке/продаже автомобиля через всемирную сеть, и довольны ли качеством подобной системы? Кстати, в ближайших планах коллектива Autopeople.Ru стоит кардинальное обновление сайта и расширение его функций, скоро и у нас вы с легкостью сможете купить и приобрести желаемое авто, посему мнение дорогого читателя весьма полезно и важно для всех нас. Оставляем отзывы в комментариях.
Yoshida – в переводе с японского “счастливое рисовое поле”
Краткая статистика: