5 причин, по которым в России растут цены на бензин

В конце мая в России проходила акция под громким названием «Марш пустых канистр по убитым дорогам», инициированная движением автомобилистов «Свобода выбора». По словам руководителя движения Вячеслава Лысакова, главная цель мероприятия была — выразить протест против роста цен на бензин. Основной вопрос протестующих звучал так: «Почему в России – крупнейшем мировом экспортере нефти – растут цены на бензин, достигая американского уровня?»

В самом деле, не возмущаться трудно: к середине мая цена бензина на российских АЗС догнала цену на заправках американских. И тут и там топливо теперь стоит доллар за литр. И это при том, что Россия — один из основных мировых поставщиков нефти, а США, наоборот, главный потребитель «черного золота». Между тем в таких странах, как Саудовская Аравия и Венесуэла, которые занимают второе и третье (после России) место по добыче нефти, цена бензина просто смешная — от 3 до 12 центов за литр.

Проанализировав тематические СМИ, мы сформулировали несколько причин такому положению дел. И скорее всего, ситуацию определяет не каждая из них в отдельности, а все одновременно.

1. Представители нефтяных компаний твердят в один голос: цены на бензин взлетают потому, что растет мировая стоимость барреля нефти. «Черное золото» действительно бьет один рекорд за другим, уже перешагнув казавшуюся еще недавно фантастической отметку $135 за баррель. Увы, робкие попытки государства вмешаться в этот сектор экономики привели к обратному эффекту — конкуренции снизилась из-за выбывания небольших компаний, а также качество бензина, и без того оставлявшее желать лучшего, ухудшилось еще.

2. Когда-то нефтедобыча была у нас государственной – и в перестройку, естественно, все развалилось. Восстановлена отрасль была до первоначального уровня усилиями частных компаний, не желающих делать крупные денежные вложения на усовершенствование технологий. В итоге абсолютное большинство отечественных месторождений находятся на поздней стадии эксплуатации, на которой добыча закономерно падает. Разведка новых месторождений и их освоение требует огромных вложений и окупится лишь спустя 10 лет.

В свою очередь, оборудование и наладка только на одном НПЗ установки гидроочистки потребует десятков миллионов долларов и трех лет работ. Поэтому новые топливные стандарты Евро-3 и Евро-4 лишь подтолкнет бензиновые цены вверх.

3. Еще одна ключевая проблема — при видимом наличии многих компаний топливный рынок до предела монополизирован. Конкуренции нет – а значит, цены на бензоколонках диктует не игра спроса и предложения, а властвующая в регионе компания…

4. Еще одна причина постоянного роста цен на топливо — налоговое бремя на нефтяников. Так, по заявлению Союзе нефтегазопромышленников России, если литр Аи-92 стоит около 22,70 рубля, то государственные сборы (НДПИ, НДС, акцизный сбор) составляют соответственно 6, 3,50 и 2,70 рубля. То есть одних налогов в литре топлива – более чем на 12 рублей!

Для сравнения: добыча нефти обходится в 1 рубль 50 копеек, переработка — вообще 30 копеек с литра бензина.

5. Рост цен на топливо в России провоцируют и ряд сопутствующих обстоятельств: существенное увеличение продаж иномарок и рост объема транспортных перевозок.

Словом, как ни посмотри, картина выглядит безрадостно – в ближайшей перспективе бензин будет только дорожать.

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко