По улицам российских городов вскоре начнут курсировать электротакси. Эксперимент по использованию электромобилей стартует в рамках совместного проекта с ООН по сокращению выброса парниковых газов. Согласно идее Минтранса, первыми на электромобили пересядут таксисты Калининграда и Казани, а также Ставрополья и, возможно, Московской области. Однако до самой столицы электротакси вряд ли доберутся.
«В Москве нет мест, где они будут заряжаться, у нас инфраструктуры нет. Специфика работы общественного транспорта и такси подразумевает круглосуточное движение автомобилей. Все зависит от технических параметров»,- говорит заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков.- «Насколько хватит этой батарее хода автомобиля до одной заправки, сколько километров. Думаю, что немного. Поэтому и испытывают в других городах, а не в Москве: пять часов в пробке простоял, аккумулятор у тебя сел, и где его заряжать?»
Электромобиль немного дороже своего бензинового собрата, но проще и дешевле в обслуживании. По подсчетам экспертов, водитель, пересев за руль электрокара, на его подзарядку в среднем будет тратить в 4 раза меньше денег, чем платил бы за бензин. Пока стоимость поездки на электротакси не обсуждалась, однако предполагается, что цена будет ниже, чем на обычном такси.
С другой стороны, экономия на топливе вряд ли окупит разницу в стоимости между электро- и бензиновыми автомобилями. Поэтому финансовая составляющая не будет иметь здесь большого значения. Таксист должен быть убежденным борцом за экологию, чтобы променять свой старый автомобиль на электрокар. Поэтому в большинстве стран мира практикуются меры господдержки внедрения этого экологичного вида транспорта. Стоимость электромобилей снижается за счет обнуления ввозных пошлин или разного рода дотаций тем компаниями или лицам, которые покупают эти машины.
Тем временем, губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков намерен реализовать проект экотакси в своем регионе в самое ближайшее время. Пересадить кисловодских таксистов на электромобили власти Ставрополья планируют уже весной 2013 года. Пока решено заказать 100 новых авто «на батарейках», а затем, если нововведение приживется, приобрести автобусы с электродвигателями и создать систему пунктов для подзарядки. Соответствующая договоренность с компанией «АвтоВАЗ» о закупке электрокаров была достигнута еще в августе 2012 года. В бюджете Ставропольского края предусмотрены 350 млн рублей субсидий: на каждый автомобиль при его покупке частная компания получит компенсацию в 350 тысяч.
«Для Ставрополья это не только возможность позаботиться об экологии уникальных курортов Кавказских Минеральных Вод, но и важный инновационный шаг в развитии экономики региона», — считают в правительстве края.
Однако эксперты склонны считать это не более чем PR-акцией. На днях губернатор Валерий Зеренков лично провел тест-драйв электромобиля «ВАЗ-1817» EL Lada на центральной площади Ставрополя. Электрокар построен на базе Lada Kalina. Масса автомобиля составляет 1200 кг. Энергетическая установка El Lada, которая выдает 60 кВт, позволяет автомобилю разгоняться до 100 км/ч. К сожалению, заряда батареи хватает всего на 140-150 км, а время ее подзарядки — 8 часов. Производитель уверяет, что батарея прослужит 3 тысячи циклов.
АвтоВАЗ планирует приступить к серийному производству El Lada в 2013 году. Стоимость El Lada на сегодняшний день составляет 1 250 000 рублей. Есть и первый покупатель. Им стал глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, который не пожалел денег и стал первым обладателем российского электрокара. По словам производителя, при серийном производстве цену автомобиля удастся снизить, но максимум до 700 тысяч рублей.