Анализируя автомобили разных эпох и поколений, можно прийти к выводу, что в автодизайне существует, как и в литературе, несколько направлений: классицизм, реализм, романтизм…
С реализмом все ясно – это те самые доступные иномарки, которые, в силу разных соображений, предпочитает большая часть автомобилистов. С романтизмом немного сложнее – быть романтиком во все времена было дорого, и позволить себе Porsche 911 и вчера, и сегодня может далеко не каждый. Ну а мы сегодня поговорим об автомобильном классицизме – культовых машинах 90-х годов.
Лихие, как принято их именовать, 90-е остались в прошлом, однако автомобили из той эпохи, когда-то олицетворявшие роскошь, успех и подчас сомнительное признание, по-прежнему мелькают на улицах. Правда, контингент их владельцев спустя 10 лет обновился на все 100% , да и сам автомобильный рынок уже не тот.
В настоящее время на европейском рынке предлагается почти 1000 моделей новых автомобилей. Выбор приличный! И, тем не менее, многие из этих машин находят своих покупателей в нашей стране. В эпоху доступных автокредитов хорошим автомобилем уже никого не удивишь. Однако и «ветераны», чей время уже прошло, за немногими исключениями, никуда не делись. В нашей стране неприятно их утилизировать, как в Японии, или же «высылать» за пределы страны, как это делают немцы, сплавляющие «десятилетки» в бывшие союзные страны.
Однако само понятие культа как-то утратило былую актуальность. Да, по инерции BMW X5 было занял нишу «культового» авто – но как-то эта тенденция быстро сошла на нет. Обновленный «икс пятый» с его огромной задней дверью – это ярко выраженный семейный кроссовер, отличающийся от конкурентов разве что отточенной управляемостью и пропеллером на капоте.
Иначе было в 90-е, когда автомобильный рынок был куда кучнее, выбор новых автомобилей и средства для их покупки – ограниченней, а вся автомобильная мода 90-х держалась на трех (а мб и четырех-пяти) китах, мимо которых просто нельзя пройти, не заметив их.
Вначале – о Mitsubishi Pajero II его злостном конкуренте из-за океана Jeep Grand Cherokee. Оба – достойные представители сегмента и оба сумели заткнуть конкурентов за пояс, превратившись в предмет массового преклонения. Умеренно вместительные, умеренно мощные и безудержно (хотя и по-разному) стильные – рафинированно-гладкий, стремительный Pajero и филигранно-квадратный, по-американски размашистый Grand Cherokee. Один родился в стране Восходящего солнца и добился известности на поприще автоспорта. Другой пленял мелодичным, раскатистым рыком, в котором так чувствовался американский акцент и мощь 5-литрового агрегата.
Что касается стремительной птицы «Паджеро», то в качестве козыря, помимо более экономичного двигателя, он имел еще и имидж многократного покорителя «Дакаров». К тому же японцы могли похвастаться сверхпрогрессивной по тем временам трансмиссией Super Select 4WD, которая позволяла на ходу до 100 км/ч изменять режимы работы, идеально приспосабливаясь к любым видам дорог и бездорожья.
Но основным и безусловным грандом, предметом преклонения и культа, а также героем многочисленных анекдотов про нуворишей стал Mercedes S 600. Запуская машину в продажу, рекламисты концерна снабдили ее слоганом: «В S-классе вы найдете многое, что поклонники других фирм получат лишь в следующем поколении автомобилей». И это действительно так. Да что там — многих опций этого автомобиля, представленного публике на Женевском автосалоне 1991 года, вы не обнаружите в базовом оснащении многих современных иномарок среднего класса.
Электрические регулировки всего, что видишь. Система инфракрасного дистанционного управления блокировкой всего, что запирается. Климат-контроль для всех ездоков и даже для отдельных частей их тел. Возможность установки телефона и телефакса для тех, у кого нет пейджеров… Перечислять примочки «шестисотого» — занятие неблагодарное. Кто видел, нас поймет. А кто не видел — все равно подумает, что мы что-то забыли. Фаркоп, например. Или руль с четырьмя дырками. Или оптическое лобовое стекло «-3» — для близоруких.
Штутгартский концерн частенько оснащал своего просторного красавца экономичными шестицилиндровыми двигателями объемом 2,8 и 3,2 литра, мощностью 193 и 231 л.с. соответственно, а также V-образной «восьмеркой» 4,2 и 5 литров. Но самым выдающимся достижением является, безусловно, S-класс V12 с 394-сильным двигателем, который разгонял 2650-килограммовый автомобиль до сотни за каких-то 6 секунд…
Несмотря на высочайшее техническое совершенство, автомобили класса S третьего поколения долгое время не находили достаточно поклонников и потенциальных покупателей в Германии. Слишком мешковатым он показался немцам… Но какая беда — на 1/6 суши шестисотый долгих десять лет – целую эпоху! — символом успеха, пределом самых смелых мечтаний. Ведь в 90-е в нашей стране автомобиль был не просто визитной карточкой его владельца – он был объектом культуры (или субкультуры – возразит кто-то), почитания, эталонной мерой всего и вся.
Кому принадлежат эти автомобили теперь? Ценителям прошлого? Знатокам и эстетам, влюбленным в мощные и неэкономичные модели? Или же маргиналам, предпочитающим новому Lifan или Chery потрепанную временем машину с имиджем, который сегодня может вызвать разве что ироническую улыбку… Вот так и глядишь на длинный шестисотый и вспоминаешь какого-нибудь героя дней минувших – например, Бориса Абрамовича Березовского, который, наравне с этой машиной, некогда одним своим видом олицетворял власть, могущество и достаток….
P.S. Конечно, со мной могут поспорить – ведь были и другие гранды. 5-ка в 34-кузове – да! Были скандинавы — Volvo 900-х и 800-х серий, Saab 9000, были сверхпопулярные Мондео, Ниссан Примеры, восьмидесятая *Бочка* Ауди… Но, на мой взгляд, именно три эти машины определяют лицо эпохи – в той мере, как это вижу я, ничуть не претендуя на абсолютную объективность.
Недавний веб-серфинг завел меня на интересный сайт, который может быть полезен тем, кто всерьез интересуется покупкой автомобиля из 90-х.